Земноводные – это… Что такое Земноводные?

Урок проводится в форме игры-путешествия по окружающему миру для обучающихся 2-го класса. На уроке выполняются задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных. А также изучаются особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Воспитываются чувства любви к родной природе, привлекается внимание обучающихся к проблеме охраны животных.

Ход урока

Лягушата.
Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!
Головастиками были. Ква-ква!
Дружно хвостиками били, ать-два!
А теперь мы лягушата. Ква-ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете – красота!
В.Б. Берестов

Учитель: КВА-КВА, ЛЯГУШАТА!

Сегодня Повелительница Флоры и Фауны превратила вас всех в лягушат.

И только в Волшебной Книге Знаний вы сможете найти заклинание, которое вас всех расколдует. Мы должны подняться и достигнуть вершины этой горы, на которой нас будет ждать Книга Знаний.

Собрав страницы из нашей Волшебной Книги Знаний, мы, выполнив все задания, сможем прочитать волшебные слова из заклинания и узнать волшебное – ключевое слово, которое нас расколдует.

Сегодня мы должны ответить еще на один вопрос:

«В чем секрет лягушек, помогающий им выжить?»

Страница «Загадочная»

– Нужно отгадать загадки и прочитать вопросы, на которые мы будем отвечать в течение урока и при подведении итогов урока.

f_clip_image002.jpg

– В чем секрет лягушек, помогающий им выжить? Виды животных удивительно приспособлены к условиям среды, в которых они обитают. Известно огромное количество самых разнообразных особенностей строения, обеспечивающих высокий уровень приспособленности вида к среде.

Земноводные.

– Как думаете, от каких слов произошло название данных животных? (Земля и вода.)

– Это о чём-то говорит вам?(Живут и в воде и на суше.)

Учитель: Почему, когда погода хорошая, лягушки сидят в воде?

Учитель: Молодцы! Первая страница «Загадочная» у нас уже есть. Вы правильно отгадали загадки и верно ответили на мои вопросы. Следующая страница «Познавательная»

Страница «Познавательная»

Учитель: Знаете ли вы, откуда пошло слово лягушка?

От слова ляга – нога, бедро. Лягать, ударять ногами. Владимир Даль в своем словаре отмечал: лягать – ходить прыжками, то есть прыгать, как лягушка.

У лягушек кваканье – весеннее приветствие. В весенний или летний вечер кажется, что лягушки веселятся, поют лягухи-веселухи

Страница «Научная»

Почему, когда погода хорошая, лягушки сидят в воде?

Ученик. Если погода хорошая и воздух сухой, кожа у лягушки высыхает, поэтому лягушки сидят в воде. Чуть воздух станет влажным, что бывает перед дождем – лягушки уже на земле. Органами дыхания амфибий являются легкие и кожа. Через легкие у зеленой лягушки поступает 49% кислорода, а через кожу 51%. Через кожу лягушек легко проходит вода, в этом лягушке помогает слизь. Слизь хранит воду, помогает лягушке выскользнуть из лап или клюва птицы, поддерживает в чистоте кожу.

Зелёная лягушка встречается по берегам водоёмов, где охотится только на движущиеся объекты – это различные насекомые – комары, мухи, пауки и т.д. При приближении своей добычи она мгновенно выбрасывает свой липкий язык, к которому прилипает жертва. При опасности она сразу же ныряет в воду и только через некоторое время всплывает, выставляя над поверхностью воды выступающие на голове глаза и ноздри.

Лягушки – холоднокровные животные, не поддерживающие постоянной температуры тела, и бывают активны лишь в тёплое время года, с наступлением холодов они спускаются на дно и впадают в оцепенение. Другие земноводные, такие как тритоны и жабы – зимуют в наземных укрытиях – древесной трухе, под пнями, норах грызунов, в углублениях почвы.

Рассмотрим внешний вид лягушки, какое строение оно имеет.

Широкое и короткое тело не имеет хвоста и шеи. Широкая голова плавно переходит в туловище. Имеется две пары конечностей:

  • передняя, которая состоит из плеча, предплечья и кисти;
  • задняя, состоящая из бедра, голени и стопы.

Типичная для наземных позвоночных пятипалая конечность лягушки представляет собой многочленный рычаг. Отталкиваясь от земли сильными задними ногами, лягушка передвигается прыжками и, приземляясь, опирается на передние короткие конечности.

В воде лягушка передвигается при помощи задних конечностей, между пальцами которых натянута плавательная перепонка, которая помогает в воде делать сильные толчки.

Кожа земноводных голая, покрытая слизью многочисленных кожных желёз. Слизь предохраняет кожу лягушки от быстрого иссушения и играет бактерицидную роль.

А это значит, для чего служит такая слизь лягушке? У других представителей земноводных, к примеру, жаб, выделяется ядовитая слизь, предохраняя этих животных от врагов, для человека эта ядовитая слизь не страшна. Существуют тропические наземные животные, которые очень опасны и для человека, так, например, яд из кожных желёз маленькой, всего в 2-3см, южноамериканской лягушки кокоа такой сильный, что прикосновение к ней стоит человеку жизни.

На уплощенной голове лягушки расположены: ротовая щель, крупные, выпуклые глаза и пара ноздрей, расположенных на возвышении. Позади глаз по бокам головы находятся округлые барабанные перепонки с имеющимся внутренним ухом. Глаза снабжены подвижными веками, защищающими их от засорения, а также имеются слезные железы, секрет которых смачивает глаза и смывает пылинки, обладает бактерицидным действием.

У самцов лягушек в углах рта расположены резонаторы, или, по-другому, голосовые мешки, которые при кваканье надуваются, как пузыри, усиливая звук. Значит, мы можем, понаблюдав на пруду за лягушкой, отличить самца от самки? По каким признакам вы это сделаете?

Рассмотрев внешнее строение лягушки, мы увидели гармоничное сочетание черт водных и наземных животных. В черты водных животных входят: голая кожа, богатая железами, предотвращающая иссушение; перепончатые лапы; выпуклые глаза и ноздри, позволяющие пользоваться ими, выставив над поверхностью воды.

В черты наземных – пятипалые парные конечности, выпуклые глаза с подвижными веками и слезными железами и наличие барабанных перепонок.

Страница «Любознательная»

Учитель: Почему человек поставил памятник лягушкам?

Ученик. Лягушка – одно из тех животных, которым человек воздвиг памятник, и даже не один. Ни для кого не секрет, что лягушки являются важным объектом изучения биологических дисциплин в учебных заведениях и ценным материалом для проведения научных лабораторных исследований. Если оценивать участие разных животных в научных опытах, то одно из первых мест заслуженно принадлежит лягушкам, которых не без оснований называют ветеранами среди лабораторных животных.

Лягушки – постоянные помощники ученых. В течение многих столетий они служили и сейчас служат зоологам, анатомам, физиологам, врачам, фармакологам. В свое время лягушки сослужили неоценимую службу в открытии важных физических явлений.

Л. Гальвани доказал наличие в организме – в мышцах и нервах лягушки – собственного электричества. Его опыты положили начало важной науке – электрофизиологии. Большое количество опытов на лягушках проводил и великий физиолог И.М. Сеченов. Они помогли ему обосновать рефлекторную теорию, которая стала важным оружием в руках ученых-материалистов, воевавших со сторонниками признания особой “души”, якобы ведавшей всеми действиями животного организма.

Результаты своих опытов ученый обобщил в знаменитом произведении “Рефлексы головного мозга”. Научные положения И.М. Сеченова утверждали материалистические принципы в естествознании и наносили удар по идеализму.

Опыты с лягушками проводили и многие другие отечественные и зарубежные ученые. Они были постоянным объектом в исследованиях знаменитого французского физиолога и патолога Клода Бернара. И, как считают, именно ему принадлежала мысль об установке памятника лягушкам. Памятник открыли еще в конце XIX веке в прославленной Сорбонне – Парижском университете. Так ученые отблагодарили своих помощников-лягушек за участие во многих важных исследованиях и научных открытиях.

Еще один мемориал лягушкам был воздвигнут в 1960-е гг. в Токио. Когда число послуживших на благо науки лягушек достигло там 100 тысяч, студенты-медики воздвигли им памятник. Для экспериментов и обучения в США в конце 1960-х гг. использовали 9 млн. особей в год, а в 1970-х гг. – 22 млн. Очевидно, что никакие памятники не искупят вину человека перед этими животными.

Вот какие интересные факты таят в себе, казалось бы, обычные и вместе с тем такие таинственные лягушки.

Показ буклета “Лягушка-путешественница”.

Страница «Лягушачье веселье»

Физкультминутка
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо, влево, наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!

Страница «Литературная»

С давних пор люди наблюдали за лягушками, жабами, за их поведением. Лягушки и жабы предсказывали погоду.

Какие приметы, связанные с лягушками, вы знаете?

Ученики.

  • Лягушка заквакала, значит, сеять пора.
  • После дождя лягушата по дороге прыгают – будет тепло.
  • Если будет дождь – лягушки вылезают из воды.
  • Лягушка квакает – дождь зовет.
  • Жабы в нору спрятались – на хорошую погоду.
  • Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем.

Чтение обучающимися стихотворений.

Головастики.
Вихрем мчится под водой
Головастик молодой.
А за ним еще пяток,
А за ним – сплошной поток:
Тот еще без ног, а тот с ногами,
Этот – прямо, тот кругами,
Кто – налево, кто – направо, –
Так и носится орава
Вдоль пруда…
Почему? Зачем? Куда?
Головастики спешат
Превратиться в лягушат.
Б. Заходер

Красавица.
Лягушонок маленький
Плачет на пруду:
– Я, наверно, скоро
С горя упаду!
Что же мне мальчишки
Жизни не дают:
Камешки швыряют. Гадкою зовут?
А лягушка-мама рядышком сидит,
Дочку утешает, тихо говорит:
– Не тебя касается.
Ведь на целый пруд
Ты одна ква-ва-савица.
Пусть они не врут!
Ю. Марков.

Марш лягушат
Мы лягушки-попрыгушки,
Неразлучные подружки,
Животы зеленые,
С детства закаленные.
Мы не хнычем, мы не плачем,
Дружим, не ругаемся.
Целый день по лужам скачем
Спортом занимаемся.

Зеленые старушки
На болоте у опушки
Жили-были две старушки
Две толстушки-хохотушки
И от пяток до макушки зеленые.
У старушек в кладовушке
Есть запасы, но в кадушке
Не чернушки, ни волнушки,
А кузнечики и мушки соленые.
Что за странные старушки?

Шестая страница «Кроссвордная»

f_clip_image004.jpg

f_clip_image006.jpg

Многие земноводные находятся в опасности из-за деятельности человека: их давят машины, употребляют в пищу, да и просто безжалостно убивают. В настоящее время под угрозой исчезновения находится целый класс царства животных – класс земноводных. Как вы думаете, нужны ли лягушки, жабы, тритоны? Да, нужны. Они поедают насекомых, их личинок.

Эти животные очень нужны. Лягушками, жабами, тритонами питаются рыбы, птицы и другие животные. В природе все взаимосвязано!

Для того, чтобы лягушки размножались им нужна чистая вода в реках, озерах, болотах.

К сожалению, человек загрязняет и осушает водоемы, и икринки погибают.

Учитель: Однако, несмотря на массовость амфибий, которых можно увидеть практически “на каждом шагу”, жизненный цикл их настолько уязвим, что, подорвав популяцию, можно остаться без лягушек. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что в дикой природе лягушками на разных стадиях их жизненного цикла питается не один вид хищников, начиная от червей, насекомых и заканчивая многими млекопитающими. Согласно простому экологическому правилу, выпав из пищевой цепи, лягушки повлекут за собой и гибель видов, стоящих на более высоком уровне экологической пирамиды. Множество лягушек гибнет и от многочисленных паразитов, и от неблагоприятных погодных условий, и от так называемых заморов, когда в воде катастрофически падает уровень кислорода, и она насыщается сероводородом от гниющих органических веществ, в основном растительных остатков.

Седьмая страница «Игровая»

Давай-ка поквакаем

  1. Напиток – … (квас.)
  2. Овощ – … (тыква.)
  3. Ягода – … (клюква.)
  4. Знак азбуки – … (буква.)
  5. Геометрическая фигура – … (квадрат.)
  6. Жилище – … (квартира.)
  7. Лягушка – … (квакушка.)
  8. Столица России – … (Москва.)
  9. Стеклянный домик для рыб – … (аквариум.)

Подсказка: в каждом слове есть буквосочетание «ква».

Восьмая страница «Итоговая»

Учитель: Мы собрали страницы из нашей Волшебной Книги Знаний, выполнили все задания, прочитали волшебные слова из заклинания и узнали волшебное – ключевое слово, которое нас расколдовало.Это волшебное слово – «Земноводные».

В Париже и Токио поставлены памятники лягушке, а норвежская пословица гласит: «Кто дружит с лягушкой, тому она приносит золото».

(Учитель каждому ученику дарит шоколадную золотую медальку)

– Давайте беречь лягушек!

Все – молодцы! Спасибо за работу на уроке!

Приложения.

Предварительный просмотр:

Тема: «Земноводные»

Цели: 

  • Образовательная: формировать понятия “земноводные”, “амфибии”; показать разнообразие земноводных животных, выявить уровень знаний детей по данной теме.
  • Развивающие: развивать познавательные способности; формировать навыки работы в группах постоянного состава; развивать умение пользоваться справочной литературой.
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся взаимопомощь, дружелюбие, воспитывать любовь к окружающему миру; воспитывать интерес к природе и родному краю.

Формирование личностных УУД  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе ;

Формирование познавательных УУД  читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию  

Формирование коммуникативных УУД  вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать  в общей беседе, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать  собственные мысли, высказывать  и обосновывать  свою точку зрения; строить  небольшие монологические высказывания, осуществлять  совместную деятельность в парах  с учётом конкретных учебно-познавательных задач.      

Формирование регулятивных УУД обучающиеся получают возможность контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои достижения.

Класс: 2

Учебник: Окружающий мир. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.  

Тема урока: Земноводные

Тип учебного занятия: комбинированный

Форма учебного занятия: урок – изучение нового материала

Методы учебного занятия: проблемный, частично-поисковый, словесно-логический, иллюстративно – объяснительный

Формы организации познавательной деятельности: парная

Оборудование:

  • Иллюстрации по теме «ЖИВОТНЫЕ»
  • Учебник “Окружающий мир”
  • Тетрадь на печатной основе
  • Карточки для парной работы

Схема конспекта урока (занятия)

ФИО педагога___Ефремова Людмила Эдуардовна  

Полное название ОУ     МБОУ«КСШ№1»

Предмет (форма занятия)_урок   Окружающий мир __Класс (группа)__2__

УМК_ « Перспективна начальная школа»

 Тема урока (занятия)_«Земноводные»

Дата проведения урока (занятия) 12.02.2014

Этапы урока, время

Планируемый результат в области

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Организаци-онный момент

Уметь организовать себя на урок

Личностные:

положительный эмоциональный настрой на урок. положительное отношение к учебе

Окружающий нас мир        
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

Сегодня мы снова отправляемся в мир животных

– Все готовы!

Приветствие. Дети проверяют готовность к уроку

Беседа

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Знать отличительные признаки групп

Коммуникативные:   работа в парах.

Личностные: учёт позиции собеседника.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

К :строить  небольшие монологические высказывания

– Давайте повторим пройденные темы

Игра «Четвёртое лишнее»

– Возьмите зеленые карточки . на нем  ваше первое задание.  

Найдите лишнее животное 

1 группа – Окунь, щука, карась, лягушка.

2 группа – Муха, стрекоза, муравей, тритон.

3 группа – Лебедь, попугай, орёл, жаба.

4 группа – Тигр, лиса, волк, червяга.

– Назовите отличительные признаки каждой получившейся группы.

(Насекомые – 6 ног, на голове находится пара усиков. Рыбы – тело покрыто чешуёй и слизью. Птицы – тело покрыто перьями. Звери – тело покрыто шерстью, они умеют сохранять тепло.)

–   Вывешиваю группы  

Рыбы       Птицы     Звери

Насекомые   и  

«лишних»   Лягушка, жаба, червяга, тритон

Выполняют работу в парах

Называют отличительные признаки

Классификация

Объяснение нового материала

Уметь находить  информацию в учебнике и хрестоматии

Регулятивные:

работа по совместно составленному плану.

Познавательные:  

поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией

Познавательные: использование знаково-символических моделей

Познавательные:  

поиск информации в учебных словарях читать и слушать, извлекая нужную информацию

А  кто знает как называется эта группа?

 (земноводные)

–Давайте проверим и откроем содержание с.3 и назовем  тему   нашего урока?

  (Земноводные)

– Поставьте цели на урок, что вы о них хотите узнать?

1.Где живут эти животные?

2.Чем покрыто их тело?

3.Как  они передвигаются?

4.Чем дышат?

5. Чем питаются?  

 –Вывешиваю на доску

– Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся к учебнику.

1) Работа по учебнику на странице 15.

-Какие условные знаки вы видите?

  Прочитайте текст учебника.

Cловарь с.127 :температура

– Что нового вы узнали о земноводных?

– От чего зависит температура их тела?

– Ответили  на 1 вопрос «+  у первого вопроса

2) Работа по рисунку на странице 15. Выделите черты сходства и различия зелёной жабы и гребенчатого тритона

(есть ноги, тело покрыто кожей; у тритона есть хвост, а у лягушки его нет). Сравним свои ответы с текстом в учебнике.

3)Чтение текста на с. 16

Словарь на с.16: перепонки

– Как отличить жабу от лягушки?

– Зачем тритону нужен хвост?

–Чем же покрыто тело?

 2 вопрос +

4)Давайте порассуждаем.

– Найдите на рисунке червягу. На кого похоже это земноводное?

– Чем оно отличается от лягушки и тритона?

– Чтение текста о червяге.

Словарь на с. 16: тропические леса

– Живут ли червяги у нас в Удмуртии?

5).Чтение текста о питании земноводных на с. 17.

Что вы узнали о взрослых земноводных?

– О каких земноводных мы прочитали в учебнике?

–Ответили на 5 вопрос +

–А какие вопросы у нас остались?

– А чем дышат земноводные?  

А где мы сможем об этом узнать?

—Чтение хрестоматии

с 77-78

кто нашел ответ?

 Личинки жабрами, а взрослые –легкими через кожу

-хвостатые, безногие, безхвостые

 –  А  как же все-таки как земноводных отличить от амфибий?

Называют

Чтение текста и ответы на вопросы,  работа в словаре

Отвечают на вопросы

Работают в парах

Чтение  учебника

Чтение хрестоматии

Беседа

Составление опорного плана

Работа с учебником

и словарем

Сравнение

Работа с дополнительной информацией

Закрепление учебного материала

Знать отличительные особенности новой группы животных

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

Р: обучающиеся получают возможность контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои достижения.

К: вступать в учебный диалог с учителем

Л:участвовать в творческом процессе ;

 Работа в рабочей тетради   с.11   №15

Тест «Да-Нет»

– Что же мы узнали о земноводных?

–  Давайте  вместе составим сообщение  от земноводных.

     Земноводные – древнейшая группа животных, распространённая по всему земному шару.

Тело покрыто ….. голой  кожей.  Поэтому живут земноводные рядом с водой, во влажных местах.

Дышат земноводные…….. лёгкими и кожей.

Все земноводные по способу питания  это-…… хищники. Питаются слизнями, насекомыми, гусеницами, дождевыми червями,  уничтожают насекомых-вредителей и слизняков, которые поедают стебли и листья растений.

Земноводные умеют …. прыгать, плавать, летать. 

Размножаются земноводные, как и рыбы, откладывая…… икру. Их личинки – головастики – развиваются в ….воде, и без воды жить не могут. Когда головастики повзрослеют, у них развиваются……. лёгкие и отрастают  две пары…… ног для прыгания по земле.

На зиму земноводные прячутся  в….. земляных норах, под прелой листвой, в гнилых пнях, на дне водоёмов.

Земноводных по-другому называют –  ……амфибии («ведущие двойной образ жизни»)

А если  бы вы услышали слово Земноводные на уроке русского языка, что бы вы о нем сказали?

( Сложное слово, а почему?)

Отвечают на вопросы, вспоминая цель

Я узнал…

Я научился…

Задание на дом

Р.т. с.10 – 11,  Подготовить сообщения о земноводных

Получают домашнее задание

Где обитают амфибии

Все виды земноводных предпочитают места поблизости болот, рек, озёр. Большинство обитают в областях с тёплым климатом и повышенной влажностью. В России встречается 30 видов амфибий, те, кто относится к отрядам хвостатых и бесхвостым.

Если случается засуха или похолодание, земноводные впадают в спячку, при понижении температуры ниже –2 °С им грозит гибель.

Единственная амфибия, обитающая в регионах с многолетней мерзлотой — сибирский углозуб (четырёхпалый тритон). Во время зимней спячки животное может вмерзать в лёд без вреда для себя, так как находится в анабиозе. Длительность замораживания колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет.

Сибирский углозуб зимует на суше в трухлявых стволах деревьев. После оттаивания животное сразу отправляется в воду для размножения. В 1972 году удалось определить возраст одной особи — около 90 лет.

Земноводные животные – список видов животных амфибий которые относятся, примеры для сообщения и доклада (2 класс)

Рис. 1. Сибирский углозуб.

Отряд безногих земноводных

Наи­бо­лее древни­ми и до­жив­ши­ми до наших вре­мен бла­го­да­ря сво­е­му под­зем­но­му об­ра­зу жизни яв­ля­ют­ся без­но­гие зем­но­вод­ные. Их в при­ро­де на­счи­ты­ва­ют около 150 видов. К ним от­но­сят­ся все тро­пи­че­ские и очень мно­гие вод­ные чер­вя­ги. Эти зем­но­вод­ные от­ли­ча­ют­ся своим необыч­ным стро­е­ни­ем тела. У этих ам­фи­бий черве­об­раз­ное ци­лин­дри­че­ское тело. Кожа голая, снаб­же­на сли­зи­сты­ми ядо­ви­ты­ми же­ле­за­ми. Есть по­пе­реч­ные коль­ца, как у дож­де­вых чер­вей. У жи­вот­ных нет ко­неч­но­стей и хво­ста. Го­ло­ва у них креп­кая, ма­лень­кая, неза­мет­но пе­ре­хо­дит в ту­ло­ви­ще. Ею чер­вя­ки про­кла­ды­ва­ют во влаж­ной земле себе под­зе­ме­лья. В связи с ро­ю­щим об­ра­зом жизни глаза ока­за­лись у них под кожей. Еду ам­фи­бии отыс­ки­ва­ют с по­мо­щью обо­ня­ния и ося­за­ния. По­еда­ют ули­ток, чер­вей, ли­чи­нок, на­се­ко­мых. Ведут очень скры­тый образ жизни, не любят сол­неч­ный свет. Самая из­вест­ная – коль­ча­тая чер­вя­га (рис. 2).

Кольчатая червяга

Рис. 2. Коль­ча­тая чер­вя­га 

В от­ли­чие от дру­гих ам­фи­бий, икру они от­кла­ды­ва­ют на суше. Самка сво­ра­чи­ва­ет­ся во­круг клад­ки яиц и увлаж­ня­ет ее своей сли­зью, вы­си­жи­ва­ет.

У ры­бозмея в коже име­ют­ся мел­кие неза­мет­ные кост­ные че­шуй­ки (рис. 3).

Рыбозмей

Рис. 3. Ры­бозмей

Цен­траль­но­аме­ри­кан­ская чер­вя­га не от­кла­ды­ва­ет икру, у нее сразу рож­да­ют­ся живые де­те­ны­ши.

Общая характеристика

Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни или хотя бы в личиночном состоянии земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, предохраняющих от иссушающего действия воздуха. Взрослые формы для нормальной жизнедеятельности нуждаются в постоянном увлажнении кожи, поэтому обитают лишь вблизи водоемов или в местах с высокой влажностью.

Амфибии по морфологическим и биологическим признакам занимают промежуточное положение между собственно водными и собственно наземными организмами.

Происхождение амфибий связано с рядом ароморфозов, таких как появление пятипалой конечности, развитие легких, разделение предсердия на две камеры и появление двух кругов кровообращения, прогрессивное развитие центральной нервной системы и органов чувств.

Лягушка - типичный представитель земноводныхЛягушка — типичный представитель земноводных

Лягушка — земноводное (не пресмыкающееся), типичный представитель класса амфибий, на примере которой и дается обычно характеристика класса. Лягушка имеет короткое туловище без хвоста, удлиненные задние конечности с плавательными перепонками. Передние конечности, в отличие от задних, имеют значительно меньшие размеры; на них четыре пальца вместо пяти.

Особенности земноводных

Большинство земноводных производят яйца без оболочек или мембран (анамниотиков), которые осаждаются в воде и опираются на влагу из окружающей среды. Взрослые амфибии имеют трехкамерное сердце (личинки имеют двухкамерное сердце) и обычно два легких. У них есть два выступа на задней части черепа (затылочные мыщелки), тогда как у рептилий есть лишь один затылочный мыщелок.

фото Grim Fandango flickr.com

Хотя большинству земноводных не хватает приспособлений, необходимых для полностью земного существования, некоторые из них на самом деле являются полностью земными, даже рожденными на суше; другие могут требовать исключительно влажной среды обитания. Некоторые из них полностью водные. Будучи хладнокровными организмами, многие земноводные входят в состояние покоя, которое известно, в неблагоприятных условиях (холодной зимой), как зимняя спячка, а во время засухи (летом), как эстификация.

Тритон обыкновенный

Небольшой тритон длиной 7–10 см, обитатель смешанных и лиственных лесов. Не пренебрегает парками, садами, огородами. Выходит на охоту ночью, днём скрывается под камнями, корягами. Зимует среди опавших листьев, в подвалах домов, норах.

Личинки тритона живут в прудах, канавах, даже лужах. В конце лета на сушу выходят маленькие тритоны. Следующим летом малыши растут, несколько раз меняя кожу.

Классификация и разнообразие земноводных

Все земноводные относятся к классу Amphibia подтип позвоночные (Vertebrata). Все существующие амфибии размещены в одном подклассе беспанцирные (Lissamphibia). В подклассе находится три отряда:

  • Отряд бесхвостые земноводные (Anura − лягушки и жабы): 5,602 вида в 48 семействах;
  • Отряд хвостатые земноводные (Caudata или Urodela – саламандры, тритоны, протеи, сирены и амфиумы): 571 вид в 10 семействах;
  • Отряд безногие земноводные (Gymnophiona или Apoda − червяги): 190 видов в 10 семействах.

Лягушки и жабы отличаются от других видов земноводных наличием более крупных задних конечностей среди четырех конечностей. У взрослых особей нет хвостов. Лягушки и жабы являются самыми многочисленными и разнообразными земноводными, которые встречаются почти во всех местах обитания, в том числе в аборальных, водных и земных нишах и на каждом континенте, за исключением Антарктиды. Три вида имеют ареалы, простирающиеся над Полярным кругом. Бесхвостые земноводные имеют хорошо развитые голоса, тогда как два других отряда земноводных ограничены лишь такими звуками, как кашель и хрюканье.

Саламандры, тритоны, протеи, сирены и амфиумы являются членами отряда хвостатых земноводных, соответственно все они имеют хвосты. Как правило, все виды отряда имеют аналогичные размеры конечностей, но у амфиум уменьшенные конечности, а сирены вовсе не имеют задних конечностей и уменьшенные передние конечности. Самое крупное земноводное в мире − хвостатая, китайская гигантская саламандра, которая может достигать двух метров, а ее близкий родственник − японская гигантская саламандра, вырастает до 1,6 метров. Саламандры наиболее многочисленны и разнообразны в умеренных зонах.

Червяги очень похожи на обычных червей, им не хватает внешних конечностей. Головы этих земноводных приспособлены для рытья, их череп сильно окостеневший. Червяги также являются единственными земноводными с дермальными чешуйками, они больше похожи на чешую рыб, чем рептилий. У безногих земноводных есть уникальный орган чувств, убирающееся щупальце, обнаруженное между ноздрей и глазом, которое действует как химический датчик. Червяги живут под землей, большинство из них имеют маленькие глаза, они плохо известны науке и многие даже не имеют общих имен. Есть около 200 известных видов червяг. Они встречаются только в тропических и субтропических регионах мира.

Земноводные имеют размеры от нескольких миллиметров до упомянутых выше двухметровых саламандр. Амфибии освоили почти каждый климат на земле от самых жарких пустынь до замерзших земель Арктики. Они находятся почти в каждой среде, где в течение года есть пресная вода. Действительно, некоторые жабы выживают в пустынях в подземных норах, возникающих только во время периодических, сильных дождей.

Ядовитость

Самые ядовитые позвоночные животные на Земле принадлежат к отряду земноводных — это лягушки-древолазы[11]. Яд, который выделяют кожные железы земноводных, содержит убивающие бактерии вещества (бактерициды). У большинства земноводных России яд совершенно безвреден для человека. Однако многие тропические лягушки не так безопасны.

Абсолютным «чемпионом» по ядовитости среди всех позвоночных, включая змей, следует признать жительницу тропических лесов Колумбии — крохотного, размером всего 2—3 см, ужасного листолаза (местные жители называют его «кокои»[12]). Её кожная слизь содержит батрахотоксин. Из кожи кокои индейцы приготовляют яд для стрел. Одной лягушки достаточно чтобы отравить 50 стрел. 2 мг очищенного яда достаточно, чтобы убить человека. Однако, у этой лягушки есть естественный враг — небольшая змея Leimadophis epinephelus, которая питается молодыми листолазами.

Земноводные и люди: активная жизнь

Благодаря живучести земноводные часто употребляются в качестве лабораторных животных.

Что мы узнали?

Амфибии живут на суше, размножаются в воде, являются хищниками. В сообщении для 2 класса можно рассказать о том, какие животные относятся к классу земноводных, привести примеры амфибий умеренного пояса: камышовая жаба, обыкновенный тритон, озёрная лягушка.

Предыдущая

Окружающий мирРеки Башкортостана – список названий для сообщения кратко по окружающему миру (4 класс)

Следующая

Окружающий мирЖивотные и их детеныши – как называются дети животных кратко (окружающий мир)

См. также

  • Список земноводных России
  • Сокращение популяции земноводных

Литература

  • Жизнь животных. Энциклопедия в шести томах. Том 5. (Земноводные. Пресмыкающиеся). Общая редакция члена-корреспондента АН СССР профессора Л. А. Зенкевича. — Москва: Просвещение, 1969. — 488 с.
  • Писанец Е. М. Амфибии Украины: справочник-определитель земноводных Украины и сопредельных территорий. — Киев: Зоол. музей ННПМ НАН Украины, 2007. — 311 с.
  • Стишковская Л. Л. Вечные странники. (Жизнь амфибий, как она есть). — М.: Знание, 1988. — 192 с. — ISBN 5-07-000027-6
  • Grzimek B. Grzimek’s Animal Life Encyclopedia. — 2nd edition. — Farmington Hills: Gale Group, 2003. — Vol. 6, Amphibians. — P. 3—590. — ISBN 0-7876-5362-4

Ссылки

  • Амфибии (животные) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Удивительные факты из жизни земноводных. ANIMALIKA.ru. Проверено 13 марта 2012.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...