Вилла Ла Ротонда в Виченце — The Best Guide

Виченцу называют городом Андреа Палладио в честь перебравшегося сюда еще в молодости великого гения, построившего здесь величественные здания, ставшие гордостью Италии.Остановимся на загородном доме, внесенном в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 году, который носит название La Rotonda (Вилла Ротонда). Виченце Палладио оставил после себя в наследство ставшие знаменитыми на весь мир постройки, и в зодчестве итальянский город навсегда связан с именем великого мастера.

История строительства

Полное официальное название виллы: Villa Almerico Capra Valmarana. Постройка получила прозвание «Ла Ротонда» («Круглая») из-за особенностей архитектуры. Возведена по заказу вышедшего в отставку чиновника Ватиканского суда, прелата, графа Паоло Альмерико в 1556—1567 годах. После смерти Палладио в 1580 году постройку заканчивал его ученик и последователь Винченцо Скамоцци.После перехода в 1591 году в собственность братьев Капра вилла Альмерико была переименована в Виллу Капра (Villa Capra). Иногда её называют вилла Альмерико-Капра. В 2000 году виллу приобрёл уроженец Венеции и поклонник творчества Палладио Эмеритус Марио ди Вальмарана (1929—2010), до этого профессор архитектуры Университета Вирджинии в США. Отсюда ещё одно название. По возвращении на родину Вальмарана основал архитектурные школы в Венеции и Виченце и объявил о своём стремлении сохранить виллу Ротонда, чтобы её могли оценить будущие поколения. Здание доступно для обозрения, интерьер открыт для публики кроме зимних месяцев[2].

Гений зодчества

Его произведения в камне ни разу не повторяются, и даже мелкие декоративные элементы индивидуальны.

андреа палладио вилла ротонда

Создавший немало шедевров единственный в мире архитектор, чьим именем был назван стиль (палладианский), считал, что любое здание смотрится наиболее выигрышно при правильном соотношении целого и деталей в нем. И никакое количество оформленных колонн, роскошных статуй, изящных арок не сделает сооружение прекрасным.

Принцип симметрии

Андреа ди Пьетро, известный по псевдониму как Палладио (от имени греческой богини Афины Паллады), не случайно много времени уделял исследованию древних зданий города. Делая зарисовки домов и храмов, он понял, почему они так прекрасны. Измерив могучие колонны, творец обнаружил, что перед их возведением мастера проводили сложнейшие математические расчеты.

вилла ротонда

Палладио осознал, что принцип симметрии для зодчих прошлых веков был основополагающим. Одна сторона любого строения зеркально отражала другую, это касалось помещений в виде квадратов и кругов. Исследовав прямоугольные строения, архитектор установил, что здесь особо тщательно подходили к правильной пропорции длины и ширины.

Архитектура

Вилла Капра по композиционному типу представляет собой бельведер — постройку, с которой на все четыре стороны открывается «прекрасный вид» окружающих её полей и лесов. В отличие от многих памятников архитектуры Возрождения, которые негласно противопоставляют себя окружающему ландшафту, вилла Ротонда идеально вписывается в природу. Однако, в отличие от многих других загородных вилл постройки Палладио, вилла Ротонда не имела хозяйственных пристроек или служебных корпусов (такие корпуса с одной стороны позднее пристроил В. Скамоцци). От парадных ворот к зданию ведёт широкая аллея для экипажей, по обе стороны которой на боковых стенах, как и на фронтонах портиков, размещены статуи античных богов.

Абсолютно симметричное здание с четырьмя одинаковыми фасадами (один не сохранился), несмотря на колонные портики, композиционно отличны как от древнегреческих, так и от древнеримских построек. И. В. Гёте по впечатлениям первого итальянского путешествия 1786—1788 годов писал: «Сегодня я посетил так называемую Ротонду — великолепный дом на живописном холме… Это четырёхугольное здание заключает в себе круглую залу с верхним светом. Со всех четырёх сторон к нему поднимаешься по широким лестницам и всякий раз попадаешь в портик, образуемый шестью колоннами… Пространство, занимаемое лестницами и портиками, много больше того, что занимает самый дом, ибо каждая его сторона в отдельности может сойти за храм. Внутри это строение я бы назвал уютным, хотя оно и не приспособлено для жилья… Зато дом царит над всей округой, и откуда ни глянь — он прекрасен»[3].

Сам Палладио так размышлял о пейзаже, окружающем Ла Ротонду: «Вокруг неё расположены красивейшие холмы, с которых открывается вид на огромный театр». Паоло Альмерико продал свой дом в городе, чтобы уединиться в деревне. По этой причине Вилла Ротонда создавалась не как обычная загородная вилла, а как городская резиденция в сельской местности. Альмерико никогда не считал это место сельскохозяйственной усадьбой, подобно другим аристократам Венето, а сам Палладио классифицировал это здание как Палаццо[4].

Дом, ставший образцом

Вилла Ротонда, стоящая на холме, словно культовое сооружение, горделиво возвышается над Виченцей. После окончания работ стали появляться строгие здания для английских аристократов, построенные по этому подобию, а самой известной копией считается Софийский (Вознесенский) собор в Царском селе.

вилла ротонда виченце палладио

Это первый в истории строительства частный дом, повторяющий своими формами античное культовое сооружение. Такое сходство появилось благодаря широким лестницам, статуям античных богов и куполу, которые вызывают ассоциации с римским «храмом всех богов» – Пантеоном.

Система пропорционирования

Вилла Ротонда представляет собой идеальный пример творческого метода Андреа Палладио, прежде всего в отношении пропорционирования, даже в сравнении со всеми прочими его творениями. Ведущим является принцип подобия: четыре одинаковых портика, четыре лестницы, четыре фронтона. Вся постройка (без выступающих портиков, но с куполом) точно вписывается в куб. «Пропорциональные зависимости имеют многослойность, установленную в своё время Л. Б. Альберти, но в них повторяются отношения: 3: 5: 3». Причём нижняя часть составляет 3/5, а верхняя (барабан и купол): 2/5[5]. Гармонизацию горизонтальных и высотных размеров Палладио устанавливал согласно античному «правилу параллельности диагоналей» подобных прямоугольников, поэтому даже при использовании кратных размеров, он каждый раз «выходил» на отношения «золотого сечения» (618:382). Примечательно, что в своём трактате «Четыре книги об архитектуре» (1570) Палладио не упоминал о «золотом сечении», но постоянно ссылался на подобие прямоугольников и отношения «в один или два куба»[6].

Исследователь творчества Палладио, архитектор О. И. Гурьев подчёркивал, что, не упоминая о «золотом сечении», но следуя «правилу подобных прямоугольников и кубов», и выстраивая их на параллельных либо перпендикулярных диагоналях, Палладио устанавливал отношения величин, которые определяются «членами ряда Фибоначчи или родственны им: 9:5 есть утроенное отношение 3:5, а 3:1 — удвоенное отношение 3:2, и т. д.»[7].

Влияние

К числу первых повторений композиции Виллы Ротонда за пределами Италии принадлежат усадьбы английских аристократов — Чизик-хаус, произведение палладианцев графа Бёрлингтона и архитектора Уильяма Кента, и Мереворт-касл архитектора Колина Кэмпбелла (1720-е годы).

Фасад Виллы Ротонда

Фасад Виллы Ротонда

Под влиянием архитектуры Палладио и его Виллы Ротонда работали иностранные зодчие в России и российские палладианцы: Ч. Камерон, Дж. Кваренги, Н. А. Львов, И. Е. Старов и многие другие. Это влияние было столь значительно, что Ч. Камерон, проектируя Софийский собор в Царском Селе по заданию императрицы Екатерины II, невольно следовал композиции Виллы Ротонда, хотя ему высочайше был указан другой образец: храм Святой Софии в Константинополе.

3-й президент США Томас Джефферсон был также архитектором-неоклассицистом. Он спроектировал собственный усадебный дом Монтичелло в штате Вирджиния под влиянием Виллы Ротонда (1769—1809). Главный корпус Университета Вирджинии (Ротонда), где позднее преподавал архитектуру профессор Вальмарана, был спроектирован Джефферсоном по образцу виллы Ротонда. Влиянием палладианской архитектуры отмечен оставшийся невоплощённым проект президентского дворца в Вашингтоне, который разработал Джефферсон.

Простота во всем

Вилла Ротонда, прославившая имя итальянского гения на весь мир, состоит из четырех одинаковых фасадов, окружающих увенчанный куполом центральный круглый зал. Массивные широкие лестницы, на парапетах которых расположились каменные статуи, ведут к каждому фасаду, украшенному портиками с шестью колоннами и фронтонами.

Простые, на первый взгляд, архитектурные решения без особых излишеств делают внешний облик здания изысканным и элегантным.

Ранее античные архитекторы пристраивали портик только к центральному фасаду, а Палладио пошел против устоявшихся традиций, сделав виллу симметричной со всех сторон.

Туристам на заметку

Посетить виллу Ротонда можно как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно. Бронировать билеты заранее не нужно. Добраться до достопримечательности можно на автомобиле или автобусе, который следует от железнодорожного вокзала Виченцы. Осмотреть постройку можно снаружи и изнутри.

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Вилла Ротонда
  • Официальный сайт виллы Ротонда
⛭
  • Ангарано
  • Арнальди
  • Бадоэр
  • Барбаро
  • Вальмарана (Лисьера)
  • Вальмарана (Вигардоло)
  • Гадзотти
  • Годи
  • Дзено
  • Кальдоньо
  • Контарини
  • Корнаро
  • Кьерикати
  • Пизани (Баньоло)
  • Пизани (Монтаньяна)
  • Порто (Молина)
  • Порто (Виваро)
  • Пояна
  • Пьовене
  • Репета
  • Ротонда
  • Сарачено
  • Серего
  • Триссино (Криколи)
  • Триссино (Меледо)
  • Тьене
  • Тьене (Чиконья)
  • Форни-Черато
  • Фоскари
  • Эмо
modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 23 июля 2021 в 14:00.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Гармония природы и архитектурного шедевра

При проектировке здания опирался на свой бесценный опыт гениальный Андреа Палладио. Вилла Ротонда, построенная в лучших традициях античного храма, прекрасно сочетается с окружающим ландшафтом. Зодчий блестяще владел искусством гармонизировать изящные архитектурные формы с природной красотой, впитав это умение от античных архитекторов.

В своей книге он признался, что специально выбрал для монументального творения самое красивое место, какое только можно себе представить. Автор всегда обращался к природе, и каждая его работа полностью сливалась с ней в полной гармонии.

Villa Foscari la Malcontenta

Вилла семьи Фоскари «Мальконтента» («Недовольная») расположилась на канале, отведенном от речки Бренты. Головокружительный портик вводит в замешательство: число колонн в нем меняется в зависимости от угла зрения. Внутри, в светлом и целостном пространстве, нет укромных уголков — все на виду. Фрески на мифологические сюжеты после смерти их автора Баттисты Франко в разгар работ было решено оставить неоконченными. Хотя знатоки и подмечают огрехи Палладио (аттик с фронтончиком критиковали за чужеродность еще при жизни мастера), многоликость «Мальконтенты» делает ее одним из сильнейших архитектурных впечатлений, особенно если подойти к ней с воды. www.lamalcontenta.com

Планируя поездку, выясните на сайтах не только маршрут, но и время работы музеев. Часть вилл находится в частной собственности и открыта для посещения всего несколько часов в день.

Villa Foscari la Malcontenta
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...