Святые места Иерусалима

Иудеи, христиане и мусульмане считают Иерусалим безупречным гордом: от паломников там никогда нет отбоя.

Главные святыни иудеев

Религиозные центры иудеев

Религиозными центрами Израиля являются пять священных городах для евреев. Это Иерусалим, Вифлеем, Хеврон, Цфат и Тверия. Именно в этих населенных пунктах во времена «рассеяния» оставались жить евреи, и не угасала иудейская вера. 

У Стены Плачаpinterest button У Стены Плача MathKnight and Zachi Evenor, CC BY 3.0

В настоящее время основные объекты паломничества верующих сосредоточены в этих городах или в их окрестностях.

Главные иудейские святыни

staticmap?size=566x266&maptype=roadmap&key=AIzaSyDx2jf5yRHjXFmJyxuo6vuTfuDk3ztQovI&markers=color:yellow%7Clabel:1%7C31.777779,35.235558&markers=color:yellow%7Clabel:2%7C31.776777,35.234577&markers=color:yellow%7Clabel:3%7C31.524273,35.111225&markers=color:yellow%7Clabel:4%7C31.718777,35.202045&markers=color:yellow%7Clabel:5%7C31.771694,35.229206&markers=color:yellow%7Clabel:6%7C31.776684,35.243195

Иерусалим

Храмовая гора

Еврейский квартал

Стена Плача

Хеврон

Пещера Махпела

Вифлеем

Гробница Рахили

гора Сион

Гробница царя Давида

Восточный Иерусалим

Гробница пророков Аггея, Захарии и Малахии

Религиозные центры христиан

Религиозными центрами христиан в Израиле являются Иерусалим, Вифлеем и Назарет, около Иерихона, на реке Иордан и в Иудейской пустыне также чуть более 2000 лет тому назад произошли важнейшие евангельские события. 

Купол Католикона Храма Гроба Господняpinterest button Купол Католикона Храма Гроба Господня Berthold Werner, GNU 1.2

В настоящее время все главные объекты паломничества доступны для посещения верующих.

Главные христианские святыни

staticmap?size=566x266&maptype=roadmap&key=AIzaSyDx2jf5yRHjXFmJyxuo6vuTfuDk3ztQovI&markers=color:yellow%7Clabel:1%7C31.778448,35.229534&markers=color:yellow%7Clabel:2%7C31.780188,35.232868&markers=color:yellow%7Clabel:3%7C31.704384,35.207363&markers=color:yellow%7Clabel:4%7C32.702221,35.297779&markers=color:yellow%7Clabel:5%7C31.837057,35.545174&markers=color:yellow%7Clabel:6%7C32.686314,35.392574&markers=color:yellow%7Clabel:7%7C31.771887,35.229118&markers=color:yellow%7Clabel:8%7C31.874029,35.431435
Всё о Храме Гроба Господня
Всё о Виа Долороза

Вифлеем

Храм Рождества Христова

Назарет

Храм Благовещения

Иерихон (провинция)

Каср аль-Яхуд

гора Фавор

Базилика Преображения Господня

гора Сион

Горница Тайной Вечери

Иерихон

Гора Искушения

«Краткая история иудаизма»

Конспект «Краткая история иудаизма»: определение иудаизма, священные книги, святые места, принципы веры, развитие религии, библейские персонажи, современные направления.

Иудаизм

Иудаизм — древнейшая монотеистическая религия, названная по имени исповедывающего ее еврейского народа (иудеи). Оно восходит к имени сына Иакова — Иуды (Йехуда), чьи потомки образовали Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. После рассеяния остальных племен в ходе иноземных завоеваний и вавилонского плена народ Иуды стал основным носителем еврейской культуры. Иудаизм на протяжении веков являлся базисным элементом еврейской цивилизации.

Культурный базис иудаизма состоит из разнородных элементов многих древних культур Ближнего Востока, но наделенных в еврейской традиции своим особым смыслом. Праздник весенней жатвы получил у евреев название Песах, а его символы урожая стали образными напоминаниями об избавлении из египетского плена: горькая трава — в память о горечи рабства; пресная пышка — маца — глина, из которой пришлось строить пирамиды; яйцо — рождение нового народа.

праздники иудаизма

Обычай обрезания, изначально бытовавший у многих восточных народов как обряд инициации, трансформировался в акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий вступление ребенка в отношения с Богом.

Святыни иудаизма

Священными книгами для евреев являются Танах и Талмуд. Танах состоит из Торы (Пятикнижия Моисеева), Невиим (Книг пророков) и Кетувим (Писания). Танах практически совпадает по объему и содержанию с книгами Ветхого Завета христианства. Законодательный материал — Галаха, т. е. «руководство в пути». Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом.

Святые места иудаизма имеют большое значение в религиозном культе особенно в связи с тем, что на протяжении веков у адептов были трудности с их посещением. Святыми городами считаются:

  • Иерусалим, в котором находился Храм;
  • Хеврон, в котором похоронены библейские праотцы;
  • Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы;
  • Бейт-Лехем — город, в котором похоронена праматерь Рахиль;
  • Шхем, где похоронен Иосиф.

Храмовая гора и Стена плача в иудаизме считаются наиболее святыми местами. Внешними символами иудаизма являются менора-семисвечник, который стоял в Храме Соломона в Иерусалиме, и с XIX века шестиконечная Звезда Давида. Символическое значение в иудаизме имеют также молитва Шма Исраэль и соблюдение субботы.

Принципы веры в иудаизме

Основные черты этой религии содержатся в следующих принципах веры. Иудаизм подразумевает веру в единого Бога, от обстоятельств реализации этой веры зависит судьба народа и отдельных его представителей. Нравственного добродетельного поведения недостаточно, нужна еще вера в Бога. Иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму, но содержит представление об особой миссии еврейского народа: донести истину до человечества и помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим, и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. Адепты считают необходимым для себя соблюдать 613 заповедей, тогда как для всех остальных считают достаточным соблюдение семи законов Ноевых сынов.

мораль иудаизма

Человек рассматривается как излюбленное дитя Бога, сотворенное по его образу и подобию. Бог Иеговы — единственный истинный Бог, творец вселенной, источник высшей воли и справедливости. Учение об абсолютной ценности Человека как подобия Бога, как бессмертного духовного существа. Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, всем людям даются средства к постижению истины и своего предначертания — свободная воля и божественная помощь. К принципам веры относятся также учение о приходе Мессии и учение о воскресении из мертвых в конце дней.

История иудаизма

В религиоведении история иудаизма (развитие религии) делится на три исторических периода: храмовый (в период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический (с VI века по настоящее время).

Первый храм

В примитивной форме еврейская религия существовала в период патриархов (около 2000-1600 до н.э.), в эпоху, для которой характерны обожествление сил природы, вера во власть демонов и духов, табу, различение чистых и нечистых животных, почитание умерших. В древнейшей части Библии Бог называется «елогим», дословно «боги», что свидетельствует о создании этих преданий племенами, исповедующими политеизм. Но в других столь же древних пластах книги говорится о боге Яхве, последователем которого и стал Авраам. Зачатки некоторых важных этических идей, которые впоследствии развивали Моисей и пророки, существовали уже в самый ранний период. Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. При Моисее, который воспитывался в условиях высокоразвитой египетской культуры, иудаизм принял более сложные и утонченные формы. Почитание единственного Бога сопровождалось установлением ритуальных и социальных законов. Но культ и ритуал для Моисея были лишь дополнительным средством, помогающим народу сохранить преданность Богу. Основной упор делался на соблюдение духовного и морального закона, сформулированного в десяти заповедях, которые решительно запрещали поклонение идолам, изображавшим богов. Допускалось лишь почитание шатра и скинии Завета, в которых он хранился.

После завоевания страны Ханаан сыны Израилевы попали под влияние местных религиозных обычаев (в частности, культ божеств плодородия, служение которым требовало жертв) и разработали культ, включавший жертвоприношения, праздники и местные святилища с организованным жречеством. Тогда появились пророки — люди разного социального происхождения, которые боролись против элементов идолопоклонничества, против обрядов, проводимых где-либо кроме Храма, проповедовали чистый монотеизм и социальную справедливость. Они не отвергали жертвоприношения, проводимые в Иерусалимском Храме, но считали их роль второстепенной по отношению к прямому общению с Богом.

С падением Иудейского царства и разрушением Храма в 586 до нашей эры в среде живших в Вавилонии евреев-изгнанников иудаизм приобрел новые формы. Совершались только те обряды, которые не были связаны с храмовым богослужением: это было соблюдение субботы и обрезание. Новшеством стало молитвенное богослужение в домах-собраниях (синагогах). Отпадала нужда в зданиях, предметах культа, сословии жрецов; требовалось лишь желание труппы или отдельного человека.

Второй Храм

После возвращения в Иерусалим молитвенное богослужение стало частью храмовой службы. Если Храм снова был местом жертвоприношений, то синагога предоставила всем возможность для изучения Торы (Закона). Это деление стало основой двух оппонирующих друг другу фарисеев и саддукеев (со II в. до н. э.)

Саддукеи (жрецы Храма) исходили из буквы Закона, фарисеи — из его духа. В отличие от саддукеев, фарисеи наряду с Писаной Торой признавали Устную Тору, разработанную книжниками и рабби (раввинами, законоучителями), считая ее предписания обязательными для исполнения. Саддукеи в условиях греческого господства приспосабливались к новым эллинистическим обычаям, которые были несовместимы с еврейской традицией. Например, запрет на наготу нарушался молодыми евреями, обучавшимися в греческих школах, ведь для занятия гимнастикой нужно было раздеться. Фарисеи критиковали официальное жречество и призывали к благочестию.

Традицию фарисеев продолжили таннаи («учителя»), амораи («толкователи») и савораи («разъясняющие»), коллективный труд которых увенчался созданием Талмуда, огромного собрания документов, включающего Устный Закон, правовые и моральные предписания, а также исторические хроники.

Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев. Завершенность монотеистическая система получила в обосновании Филона Александрийского (I в. до н. э.)

история иудаизма

Но не все евреи признали право «учителей» и «толкователей» интерпретировать Тору. В VIII в. возникла секта караимов, отвергавших Талмуд. Их лидер Анан Бен-Давид призывал к неукоснительному соблюдению буквы Закона, как он сформулирован в Библии. Его оппоненты, ортодоксальные евреи, задавали вопрос, чем же мы будем отличаться от мусульман, признающих священной ту же книгу, если не будем придерживаться вековой традиции, закрепленной в Устной Торе. Действительно, благодаря признанию авторитета как Писаного, так и Устного Закона жизнь еврейского народа не утратила своих традиционных черт и после падения Иудейского государства и разрушения Храма. После вторичного разрушения Храма (70 г. н.э.) молитвенное богослужение вновь вытеснило жертвоприношения. Синагога заменила Храм.

Раввинистический период

В средневековой Испании возникла Каббала как учение о божественных эманациях и откровениях, учение о «сфирот» (иерархических ступенях духов и ангелов), а также о «гилгуле» («переселении душ»). Кабала стремилась описать способы постижения Божьего промысла через гематрию — науку о тайных мистических символах букв, цифр, имен и прочего.

Наряду с этой мистической теорией развивалась и практическая каббала. Она выстроила систему демонологии и магии, поощряла аскетизм, но в центре ее внимания были мессианство и спасение Израиля. Эта мистическая тенденция нашла новое выражение в хасидизме XVIII-XIX вв., возникшем в Польше. В большей мере это движение являлось протестом против равви-низма и взгляда, что изучение Талмуда — единственный путь для достижения праведной жизни. Хасиды отказывались от аскетизма, считали, что веселье — главный путь общения с добрым Богом. Интуиция также была важнее учености, считали они.

Примерно в то же время под влиянием естественных процессов вовлечения евреев в жизнь стран, в которых они проживали, возникло движение Хаскалы — еврейского возрождения, идеологом которого стал Моисей Мендельсон (1729-1786), В начале XIX в. в Германии возник реформистский иудаизм. Движение стимулировалось желанием евреев, включившихся в процесс политической и культурной эмансипации, приспособить иудаизм к современным условиям. В конце XX в. реформистский иудаизм пересмотрел свою антинационалистическую и антиобрядовую позицию. Сейчас в реформистских общинах распространены идеи сионизма, восстанавливаются первоначальные обрядовые формы, вводятся модифицированная, или новая, ритуальная практика. В богослужении стал широко использоваться иврит.

Ныне иудаизм состоит из нескольких направлений: ортодоксального (литовского, хасидизма), реформаторского, караимов. Существует различие между ашкеназской и сефардской традициями, складывавшимися в христианском и в мусульманском окружении соответственно.

Это конспект по теме «Краткая история иудаизма». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Израиль и Иудея. Пророки и цари
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

1 Храм Гроба Господня, Иерусалим

святые места в Израиле

Согласно текстам Священного Писания, именно на этом месте произошли главные события в жизни Иисуса Христа – распятие, погребение и воскрешение. Хотя первый храм здесь был построен лишь в 335 году, христиане всегда почитали это место. Ежегодно Храм Гроба Господня становится местом паломничества миллионов верующих, особенно популярно это место на Пасху, ведь здесь сходит Благодатный огонь.

2 Храмовая гора, Иерусалим

святые места в Израиле

Это место еще называют “благородное святилище” – площадь с высокими каменными стенами, главная святыня в иудаизме. Раньше здесь стоял Храм, где хранился Ковчег Завета. Площадь пережила несколько реконструкций и восстановлений. Также стоит отметить, что это место является третьей по значимости святыней в исламе (после Медины и Мекки).

Главные святыни мусульман

Священный город

Религиозным центром мусульман в Израиле являются Иерусалим.  Святость Иерусалима определяется семнадцатой сурой Корана, первый стих которой гласит:

«Хвала тому, кто перенес ночью раба Своего из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую».

Купол Скалы — символ Иерусалимаpinterest button Купол Скалы — символ Иерусалима Diego Delso, CC BY-SA 3.0

Под мечетью неприкосновенной подразумевается мечеть в Мекке, под мечетью отдаленнейшей – мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме.

Главные мусульманские святыни

staticmap?size=566x266&maptype=roadmap&key=AIzaSyDx2jf5yRHjXFmJyxuo6vuTfuDk3ztQovI&markers=color:yellow%7Clabel:1%7C31.778193,35.235378&markers=color:yellow%7Clabel:2%7C31.775909,35.235668

Иерусалим

Купол Скалы

Иерусалим

Аль-Акса

3 Камень основания

святые места в Израиле

Посмотреть, где Господь начал сотворение мира, можно на скале, которая расположена на Храмовой горе. В иудаизме принято считать, что именно этот камень является краеугольным камнем, с которого начался процесс мироздания. К этому кусочку скалы длиной 17,5 м и шириной 13,5 м никому нельзя прикасаться – он священен.

Главная святыня друзов

Друзы — арабоязычная этноконфессиональная группа, по происхождению — одно из ответвлений исмаилизма, однако прекратившая конфессиональные контакты с исмаилитами ещё в Средние века.

У подножия кратера уснувшего вулкана неподалеку от горы Арбель находится главная святыня друзов — захоронение Наби Шуэйба и след его ноги, впечатавшийся в скалу. Друзы считают, что Наби Шуэйб, это Итро, тесть Моисея. 

staticmap?size=566x266&maptype=roadmap&key=AIzaSyDx2jf5yRHjXFmJyxuo6vuTfuDk3ztQovI&markers=color:yellow%7Clabel:1%7C32.807682,35.45507&markers=color:yellow%7Clabel:2%7C33.011532,35.341297

Кфар Зейтим

Наби Шуайб

Верхняя Галилея

Гробница Наби Сабалана

Как англичане не сохранили мир в Иерусалиме

Однако город рос, увеличивалось число паломников, и в районе Храмовой Горы стало тесновато. Поначалу речь шла о чисто бытовых конфликтах — местных арабов раздражали слишком громкие молитвы иудеев у Стены Плача. Затем мусульман встревожили попытки богатых еврейских бизнесменов скупить недвижимость в районе Храмовой Горы.

У стены плача.

Власти Османской империи старались не допускать конфликтов между общинами, но разрешить противоречия не удавалось.

Во время Первой Мировой войны Иерусалим перешел под контроль английских войск. Британский командующий Эдмунд Алленби говорил, что «каждая священная постройка, памятник, святое место, святыня, территория, связанная с традицией, пожертвование, завещанная по благочестию собственность или традиционное место молитвы, относящиеся к какой бы то ни было форме трёх религий, будут сохранены и защищены согласно существующим традициям и верованиям тех, для чьей веры они священны».

Под контролем Великобритании, однако, ситуация только ухудшилась. И еврейская, и мусульманская общины пытались расширить свое влияние, подозревая вторую сторону в злых намерениях.

В начале 1920-х голов активисты еврейской общины пытались добиться размещения возле Стены кресел для престарелых молящихся, а также специальных ширм, разделяющих молящихся женщин и мужчин.

Мусульманская община указывала, что это является нарушением запретов, установленных во времена Османской империи, которые сохраняли английские власти.

В мусульманской общине росли опасения, что евреи предъявят права не только на Стену Плача, но и на мечеть Аль-Акса.

Британские власти способов урегулировать конфликт не нашли. В августе 1929 года противостояние между двумя диаспорами перешло в вооруженные столкновения, жертвами которых стали 110 арабов и более 130 евреев.

В 1930 году Международная комиссия постановила, что мусульманский квартал в районе Стены Плача должен быть сохранен, но евреи имеют право свободного прохода через него и проведения религиозных обрядов.

Главная святыня самаритян

Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, точнее, колена Иосифа, разделившегося на колена Ефрема и Манассии. Гора Гризим остаётся для самаритян преимущественным местом молитвы и главной святыней.

гора Гризим

Гризим

6 Горница Тайной Вечери на горе Сион

святые места в Израиле

Все слышали о Тайной вечере – последней пасхальной трапезе Иисуса Христа и его учеников. Это событие известно благодаря знаменитому шедевру Леонардо да Винчи. Однако христиане могут посетить то место, где, по легенде, проходила эта встреча. Это небольшая комната, которую обычно называют Сионской горницей.

Главные святыни бахаи

Вера Бахаи — одна из молодых религий откровения — религий, у которых есть собственные Священные писания.

Сады Бахаев и монументальная усыпальница Баба на горе Кармель в Хайфеpinterest button Сады Бахаев и монументальная усыпальница Баба на горе Кармель в Хайфе Юкатан, CC BY-SA 3.0

Ниже приведены главные святыни бахаи:

staticmap?size=566x266&maptype=roadmap&key=AIzaSyDx2jf5yRHjXFmJyxuo6vuTfuDk3ztQovI&markers=color:yellow%7Clabel:1%7C32.81377,34.98708&markers=color:yellow%7Clabel:2%7C32.813778,34.986553&markers=color:yellow%7Clabel:3%7C32.943459,35.091766

гора Кармель

Всемирный центр Бахаи

гора Кармель

Всемирный дом справедливости

Акко

Бахайский парк

7 Собор Благовещения, Назарет

святые места в Израиле

Хотите своими глазами увидеть место, где Деве Марии явился ангел и сообщил благую весть о будущем материнстве? Это можно сделать, посетив Собор Благовещения в Назарете, или, как его еще называют, церковь Архангела Гавриила. Современная церковь – уже пятая постройка на этом месте.

8 Озеро Кинерет (Галилейское море)

святые места в Израиле

В этом месте удивительным образом сочетается историческая и географические ценности. Любопытно, что берега озера являются одним из самых низких участком суши на планете – они расположены на уровне 213 м ниже моря. Также здесь прошла большая часть жизни Иисуса Христа до чудесного воскрешения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...