Колизей, история, описание, фото, график работы, билеты

Достопримечательности Древнего Рима: Палатин, Римский Форум, Капитолийский холм, Пантеон в Риме и другие памятники и интересные места Древнего Рима

Как посетить Римский Форум и Палатин

достопримечательности Древнего Рима

Римский Форум и Палатин считаются единой археологической зоной, а потому билет на их посещение – единый (совместное посещение этих мест предлагает и наша экскурсия).

Билеты на Римский Форум можно приобрести в кассах Палатина (улица Сан Грегорио, 30 –  via di San Gregorio, 30) или в кассах Римского Форума (Largo della Salara Vecchia 5/6  – на пересечении улиц Fori Imperiali и Cavour, или на Piazza Santa Maria Nova, 53 – напротив Колизея, в начале via Sacra).

В зависимости от Ваших предпочтений Вы можете начать свой маршрут с Палатина, войдя с улицы Сан Грегорио, 30 ( via di San Gregorio, 30), а затем перейти к Форуму. Или же начать непосредственно с Римского Форума (вход расположен по адресу Largo della Salara Vecchia 5/6  – на пересечении улиц Fori Imperiali и Cavour).

Билеты на Палатин, в Колизей и Римский Форум также входят в карту Roma Pass.

С какого входа бы Вы ни начали свое путешествие по истории Древнего Рима, ближайшая станция метро – Colosseo (линия B). Добраться можно также на автобусах 75,81, 673, 175, 204 или на трамвае 30. Ехать нужно до Колизея.

Режим работы и советы по посещению Римского Форума и Палатина Вы найдете здесь.

Римский Форум всегда оставался сердцем общественной жизни Древнего Рима, его важным символом и политическим центром эпохи республики. Но в эпоху империи, когда Римом правил уже не Сенат с избираемыми консулами, а единовластные императоры, появились новые шедевры архитектуры и новые символы. Ими стали императорские форумы – архитектурные комплексы, в которых императоры стремились запечатлеть свое величие, военные успехи и достижения, а также увековечить свои имена. У многих это получилось, ведь сегодня императорские форумы носят имена правителей, при которых они были созданы: форум Цезаря, форум Августа, форумы Веспасиана, Траяна, Нервы…

Императорские форумы представляли собой комплексы из площадей, общественных и торговых зданий, языческих храмов, торжественных монументов и других строений. Они являлись символами и своего рода «витринами» империи.

Это интересно:

Кстати, само слова «витрина» – древнеримского происхождения. В аудиоэкскурсии «Имперский Рим» мы рассказываем о том, что представлял собой в древности величественный рынок Траяна. И вспоминаем, что каждая торговая лавка в этом античном «торгово-развлекательном центре» имела выходивший на улицу фасад, называемый «витрина». Вот откуда пошло это название!

Итак, самые значительные императорские форумы, которые заслуживают особого внимания:

Строительство и архитектура Колизея

Колизей — самый грандиозный античный амфитеатр. Его размеры:

  • длина наружного эллипса — 524 метров;
  • большая ось — 187 метров;
  • малая ось — 155 метров;
  • длина арены (также эллиптической формы) — 85 метров;
  • ширина арены — 53 метров;
  • высота стен — 48 метров;
  • толщина фундамента — 13 метров.

Строительство Колизея, начатое в 72 году во время правления Веспасиана, было закончено и освящено при его сыне императоре Тите в 80 году. В этот исторический период в Риме проживало более одного миллиона жителей. Амфитеатр должен был быть достаточно большой, чтобы вмещать 50 тысяч зрителей и одновременно прочный, чтобы выдерживать вес собственной тяжести. Решение этой задачи наглядно продемонстрировал гений римской архитектурной мысли. Многие инженерные решения, который были использованы при постройке Колизея, стали революционными.

Инженерная идея амфитеатра проста и гениальна. Каркас сооружения представляет собой прочную конструкцию пересекающихся радиальных (отходящих от арены во все стороны) и концентрических (окружающих арену) стен. Всего было возведено 80 постепенно повышающихся радиальных и 7 концентрических стен. Над ними находились ряды для зрителей.

kolizey-111.jpg 7 концентрических стен в разрезе

Внешняя концентрическая стена амфитеатра включает четыре яруса, первые три из которых насчитывают по 80 арок семиметровой высоты. В оформлении первого яруса используются декоративные полуколонны тосканского ордера, второго яруса — ионического, третьего — коринфского. Последний четвёртый ярус представляет собой сплошную стену (без арок) с небольшими прямоугольными окнами. В простенках между окон были размещены бронзовые щиты, а в арочных проёмах второго и третьего этажа установлены статуи.

kolizey-116.jpg

Использование арок, особенностью которых является возможность сократить вес всего сооружения, было единственно верным и возможным инженерным решением для столь высоких стен. Другим преимуществом арочных конструкций была их однотипность, что серьёзно упрощало постройку всего сооружения. Арочные секции создавались отдельно, и только затем собирались вместе как конструктор.

Строительные материалы

Несущие радиальные и концентрические стены амфитеатра выложены из природного известняка, известного как травертин. Его добывали вблизи Тиволи (35 км от Рима). Исследователи полагают, что на этапе добычи, доставки и первичной обработки травертина трудились те самые 100 тысяч пленников, захваченных в результате подавления иудейского восстания. Затем камень попадал в руки римских мастеров. Качество их обработки, как и уровень строительства в целом, просто потрясают. Обратите внимание на то, как точно огромные камни прилегают друг к другу.

Все блоки из травертина были соединены друг с другом железными скобами, которые извлекли в Средние века, что сильно ослабило конструкцию всего сооружения. Подсчитано, что на скобы, стягивающие стены, было потрачено 300 тонн металла. Сейчас на их месте в сохранившихся стенах зияют сквозные дыры.

Кроме травертина, используемого для несущих радиальных и концентрических стен, при постройке Колизея римские инженеры широко применяли вулканический туф, кирпич и бетон, преимуществом которых была относительная лёгкость. Например, блоки из туфа предназначались для верхних ярусов амфитеатра, а бетон и кирпич хорошо подходили для перегородок и перекрытий внутри сооружения.

Входы в Колизей

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее, используется при строительстве стадионов и по сей день — множество входов расположены равномерно по всему периметру сооружения. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.

Всего Колизей насчитывал 80 входов, из которых 4 были предназначены для сенаторов и членов магистрата, 14 — для всадников, 52 — для всех других социальных категорий. Входы для всадников назывались южный, северный, западный и восточный, тогда как другие 76 имели свой порядковый номер (от I до LXXVI). Если хорошо присмотреться, некоторые из них можно увидеть даже сегодня. Каждый зритель в зависимости от социального статуса получал билет (табел), где указывалось не только его место, но и каким входом он должен воспользоваться.

Чем важнее был человек, тем проще ему было добраться до своего места. Кроме того, коридоры и лестницы амфитеатра были спланированы таким образом, чтобы люди разных сословий не сталкивалась друг с другом. Такая хорошо продуманная система практически исключала давку.

Места для зрителей

kolizey-104.jpg

Римский Колизей мог вместить одновременно до 50 000 человек. Зрители рассаживались в строгом соответствии с социальной иерархией. Нижний ряд, или подиум, был предназначен для сенаторов и членов магистрата. Здесь же, хотя и на небольшом возвышении, находилась ложа императора. За подиумом располагался ярус для всадников, а затем ярус с местами для тех, кто обладал статусом гражданина в Римской империи. Следующий ярус — для плебса и женщин. Последним был стоячий ярус для рабов и не знатных иностранцев. Получается, что Колизей представлял собой модель римского общества в миниатюре.

Арена и гипогей

На арену вели два входа: «Ворота Триумфа» (лат. Porta Triumphalis), через которые гладиаторы и звери выходили на арену и возвращались обратно с победой, и «Ворота Либитины» (лат. Porta Libitinaria), названные так в честь богини смерти и погребения, и куда уносили мёртвых или раненных.

Со временем желание более величественных зрелищ на арене Колизея только увеличивалось. Чтобы римская толпа постоянно была счастливой и податливой в управлении, требовались постоянные новшества. Уже спустя 5 лет после открытия арена была полностью реконструирована Домицианом, вторым сыном Веспасиана. Домициан создал под ареной подземный комплекс невиданного масштаба — гипогей. Он представлял собой ряд технических и хозяйственных помещений со сложной системой специальных ходов и помостов (лифтов) для поднятия на арену гладиаторов и зверей. Всего было 60 люков и 30 помостов.

kolizey-103.jpg Гипогей (реконструкция)

Благодаря уникальной функциональности гипогея арена Колизея могла видоизменяться в зависимости от сценария. Здесь разворачивались настоящие театрализованные действия, целью которых было преподнести смерть и убийство ещё более красочной и яркой. Возводились декорации, имитирующие природу или сооружения. Участники шоу, особенно если это было массовое шоу, появлялись в самый неожиданный момент в крайне важных местах, чем могли серьёзно изменить диспозицию сражающихся сторон на арене. Гипогей поднял игры на более высокий уровень. Сегодня эта часть Колизея единственная, которая практически не пострадала от времени.

Веларий (навес)

В жаркие и дождливые дни над амфитеатром натягивался веларий (навес из парусины), который крепился на 240 деревянных мачтах, установленных в каменные стойки-консоли верхнего четвёртого яруса внешней стены. Управляли навесом несколько тысяч специально обученных матросов, ранее служившие на флоте. К сожалению, подробной информации, каким именно способом функционировал навес и как его натягивали, не сохранилось.

kolizey-20.jpg Веларий (реконструкция)

История функционирования Колизея

Первый ремонт, как показали исследования археологов, был сделан после пожара в период правления императора Антонина Пия (138–161). В 217 году в результате попадания молнии в верхний этаж Колизея, бóльшая часть амфитеатра выгорела. В 222 году на арене возобновили проведение игр, однако полностью реконструкция сооружения была закончена лишь в 240 году при императоре Гордиане III и по такому случаю выпустили юбилейную монету.

В 248 году император Филипп организовал в Колизее грандиозные празднования тысячелетия Рима. В 262 году амфитеатр смог относительно успешно пережить сильное землетрясение. Вторая половина IV века ознаменовалась постепенным закатом гладиаторских игр под влиянием распространения христианства:

  • в 357 году император Константин II запретил римским военным после окончания службы добровольно поступать в гладиаторские школы;
  • в 365 году император Валентиниан запретил судьям приговаривать преступников к смерти на арене;
  • в 399 были закрыты все гладиаторские школы.

Поводом к окончательному запрету гладиаторских боёв послужил случай, описанный епископом Феодоритом Киррским. В 404 году христианский монах из Малой Азии по имени Телемах выскочил на арену и бросился к сражающимся гладиаторам, пытаясь разнять их. Это благочестивое рвение стоило ему жизни: разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала монаха. Однако жертва Телемаха была не напрасной: под впечатлением его мученической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры.

Захват Рима готами (410 год) привёл к разграблению амфитеатра, с которого были сняты бронзовые украшения и декоративные элементы. Последние игры (включали только травлю диких животных) провёл Флавий Аниций Максим в 523 году. Начиная с VI века, Колизей под влиянием природных стихий стал стремительно приходить в упадок, его арена зарастала деревьями и травой, а под трибунами находили убежище дикие животные.

В период Средневековья, все знания о назначении амфитеатра были утеряны. Люди начали представлять себе, что грандиозное сооружение являлось храмом Бога Солнца. В специальных брошюрах для паломников, которые посещали Рим, Колизей описывали как круглый храм, посвящённый различным богам, и когда-то покрытый куполом из бронзы или меди. Постепенно всё пространство внутри амфитеатра стало застраиваться домами мелких мастеров и ремесленников. Также в Средние века была популярна легенда, что влиятельная семья Франджипани (Frangipani) спрятала в Колизее свои сокровища.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме стало причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на античную достопримечательность начали смотреть как на место добычи строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали использовать для строительства новых зданий. Многие римские особняки, дворцы и храмы были построены из мрамора и травертина добытого на руинах Колизея.

Так, в XV и XVI столетиях Папа Павел II использовал камень из Колизея для постройки так называемого Венецианского дворца, кардинал Риарио — Дворца Канцелярии, а Павел III — Паллацо Фарнезе. Известно, что Сикст V намеревался воспользоваться Колизеем для обустройства суконной фабрики, а Климент IX и вовсе на короткий период времени превратил его в завод для добывания селитры. Несмотря на такое потребительское отношение значительная часть амфитеатра всё же уцелела, хотя и в крайне обезображенном состоянии.

kolizey-35.jpg

Современные архитектурные исследования Колизея начались примерно в 1720 году, когда Карло Фонтана сделал осмотр амфитеатра и изучил его геометрические пропорции. В это время первый ярус сооружения уже был полностью погребён под землёй и мусором, накопленным за многие столетия.

Первым Папой Римским, принявшим Колизей под свою защиту, был Бенедикт XIV (понтифик с 1740 по 1758 годы). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагрённое кровью многих христианских мучеников, и приказал установить посреди арены громадный крест и ряд алтарей в память об истязаниях, шествии на Голгофу и крёстной смерти Спасителя. Он же (Бенедикт XIV) поставил точку в многовековом «ограблении» Колизея, запретив использовать сооружение в качестве каменоломни.

В 1804 году Карло Феа, археолог и хранитель древностей, осмотрев памятник архитектуры, составил меморандум, в котором отметил важность немедленных восстановительных работ из-за опасности обрушения стен. Уже через год начались раскопки и тщательное обследование амфитеатра для реконструкции, которой руководил архитектор Кампорези. В течение всего времени вплоть до 1939 года вся территория Колизея постепенно очищалась от мусора и многовековых наслоений грунта. Также были укреплены внешние стены и расчищена арена.

Во второй половине XX века положение Колизея ухудшилось из-за просачивания дождевой воды, атмосферного загрязнения (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрации от интенсивного движения городского транспорта. Исследователи считают, что с VI по XXI век Колизей утратил две трети своего первоначального «объёма». Конечно же, главную роль в разрушении сыграли сами жители Рима, использовавшие длительное время заброшенную арену в качестве источника травертина для строительства новых сооружений.

Зрелища на арене Колизея

На арене амфитеатра публике предлагались такие увеселительные зрелища, как бои гладиаторов, травля диких животных, убийство осуждённых преступников и реконструкция морских битв. Торжества в честь открытия Колизея, организованные императором Титом в 80 году, продолжались ровно 100 дней. За это время в боях приняло участие около 5000 гладиаторов и 6000 диких зверей. Из них 2000 гладиаторов и 5000 животных были убиты.

Раненые в бою люди и животные теряли много крови и чтобы настил арены не становился скользким, его посыпали слоем сухого песка, который хорошо впитывал кровь. Такой песок, пропитанный кровью, называли «харена», от которого и пошло слово «арена».

kolizey-106.jpg

Вопреки мнению о том, что якобы в Колизее казнили христиан в огромных масштабах, существует другое — что всё это не более, чем удачная пропаганда католической церкви, которая в своё время остро нуждалась в создании образов страданий и мученичеств. Конечно, отдельные казни христиан на арене происходили, однако их количество принято считать преднамеренно завышенным.

Традиционно действие на арене Колизея начинали утром с представления калек и клоунов, которые развлекали публику ненастоящими боями без кровопролития. Также иногда выступали и женщины в состязаниях по стрельбе и владению оружием. Затем проходила травля диких животных. К обеду начинались казни. Убийцы, разбойники, поджигатели и расхитители храмов приговаривались римским правосудием к самой жестокой и позорной смерти на арене. В лучшем случае им давали оружие и у них был призрачный шанс против гладиатора, в худшем — отдавали на растерзание животным. Со временем такие казни превратились в настоящие театральные представления. На арене устанавливали декорации, а преступников наряжали в соответствующие костюмы.

Бои гладиаторов

Происхождение гладиаторских игр до сих пор остаётся предметом дискуссий. Есть версия, что корнями они уходят в этрусский обычай жертвоприношений во время похорон знатного человека, когда в жертву приносили воина, побеждённого в схватке, чтобы умилостивить дух покойника. Историки полагают, что первые гладиаторские игры были проведены в 246 году до нашей эры Маркусом и Децимусом Брут в честь их умершего отца, Юния Брута, в качестве подарка для мёртвых.

Гладиаторами становились осуждённые на смерть преступники, военнопленные, или рабы, которых специально покупали для этой цели и обучали. Профессиональными гладиаторами были и свободные люди, которые добровольно вызывались участвовать в играх, в надежде заработать деньги или обрести славу. Заключая первый договор, гладиатор (если прежде он был свободным человеком) получал одноразовую плату. При каждом повторном продлении контракта сумма значительно повышалась.

kolizey-61.jpg

Гладиаторы проходили обучение в специальных школах–казармах, изначально принадлежащих частным гражданам, но позже ставших собственностью императора, чтобы предотвратить образование частных армий. Так, император Домициан построил около Колизея четыре подобных казармы для гладиаторов. К ним примыкали: тренировочные помещения, госпиталь для раненых, морг для убитых и склад с оружием и продовольствием.

Известно, что на арену выходили даже отдельные римские императоры. Так, историк Элий Лампридий в начале V века пишет об императоре Коммоде: «Он сражался как гладиатор и с такой радостью получал гладиаторские имена-прозвища, словно они давались в награду за триумфы. Он всегда выступал в гладиаторских играх и приказывал вносить сообщения о всяком своём выступлении в официальные исторические документы. Говорят, что на арене он сражался 735 раз». Также любили «поиграться» в гладиаторов императоры Тит и Адриан.

Археологами были расшифрованы несколько надписей, найденных на камнях Колизея под ареной. Одна из них говорит, что «гладиатор Фламма четыре раза получал деревянный меч, но предпочёл остаться гладиатором». Вручение деревянного меча после боя означало, что гладиатору даруется свобода, от которой он вправе отказаться.

Сценарии гладиаторских боёв были различны. Участники сражались как один на один, так и отрядами на выживание сильнейших. Самым зрелищным и кровожадным был групповой бой по принципу «каждый сам за себя», который завершался, когда в живых оставался только один из гладиаторов.

kolizey-65.jpg

В размахе гладиаторских боёв рекорд принадлежит Траяну. Он организовал игры продолжительностью 123 дня, в которых приняло участие 10 тысяч гладиаторов. Всего за годы правления Траяна на арене погибло 40 000 человек.

Образ жизни гладиаторов был близок к военному: проживание в казармах, жёсткая дисциплина и ежедневные тренировки. За неподчинение и несоблюдение правил гладиаторы сурово карались. Для тех, кто хорошо сражались и побеждали, существовали особые привилегии: специальный рацион и установленный режим дня, позволяющий поддерживать хорошую физическую форму. За победы нередко в качестве вознаграждения гладиаторам приводили наложниц. Денежное вознаграждение за успешные бои поступало в распоряжение школы. В суровых буднях и бесконечных играх со смертью гладиаторы, однако, не были обделены женским вниманием и любовью. К сильным мужественным воинам пылало страстью множество женщин, в числе которых было немало знатных особ.

Также в Риме были специализированные школы, в которых обучали сражаться с дикими животными, разным изощрённым трюкам и способам их убийства для увеселения зрителей. Эта категория воинов именовалась venatores. Они были ниже рангом, чем гладиаторы.

Травля диких зверей

kolizey-62.jpg

Первое упоминание о травле диких зверей в Риме относится к 185 году до нашей эры. Скорее всего, новое развлечение было заимствованно во время Пунической войны с карфагенянами, у которых существовал обычай выставлять беглых рабов на бой против диких животных.

Для травли на арене Колизея в Рим привозили диких зверей со всех концов империи. Ценились не только хищники, такие как львы, пантеры и гепарды, но и экзотические не агрессивные животные (например, зебры). Разнообразие зверей в первую очередь было проявлением имперского могущества.  Со временем, травли привели к ужасным последствиям — некоторые виды попросту вымерли (слоны в северной Африке, гиппопотамы в Нубии, львы в Месопотамии).

kolizey-64.jpg

За день до травли животных выставляли в специальном месте для осмотра публики. В Риме это был виварий рядом с портом. Затем зверей перевозили и размещали в помещениях гипогея (под ареной амфитеатра), где они ждали своего часа, чтобы по специальному помосту эффектно подняться на поверхность арены. В некоторых представлениях животные сражались друг с другом, например, лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были неравны: львы ставились против оленей.

Однако большинство звериных травль проходило с участием человека. Это был либо обученный «охотник» (лат. venatores), вооружённый копьём или мечом и защищённый кожаными доспехами, либо «бестиарий» (осуждённый преступник, которого приговорили к сражению с хищным зверем). Преступник, как правило, был вооружён только кинжалом, чтобы его вероятность выжить на арене сводилась к минимуму. Обычно представление заканчивалось выступлением прирученных животных, специально обученных выполнять трюки, аналогично современным выступлениям в цирке.

Своеобразный рекорд кровопролития при травле, как и в гладиаторских боях, принадлежит императора Траяну. В честь его победы над жителями Балкан в Колизее было затравлено около 11 тысяч различных зверей (слонов, гиппопотамов, тигров, лошадей, львов, жирафов, зебр и многих других).

Травля зверей, единственное кровавое действие эпохи Древнего Рима, которое продолжалось ещё долгое время после падения империи, хотя и совершенно в других масштабах. Принято считать, что бои быков корнями уходят именно в звериную травлю.

Навмахии (греч. Ναυμαχία) представляли собой реконструкцию известных морских сражений, в которых участниками, как правило, были осуждённые к смерти преступники, реже — гладиаторы. Для реконструкций требовалась полная водонепроницаемость арены и обеспечение глубины около двух метров. Навмахии были слишком затратны, так как корабли и вся морская амуниция обходились крайне дорого, однако и публичный эффект от их проведения был колоссальным.

kolizey-10.jpg

Первая реконструкция морского сражения в истории Рима была профинансирована Юлием Цезарем, который пожелал отпраздновать свою триумфальную военную победу в Египте грандиозным представлением. Навмахия Цезаря прошла во временном озере, выкопанном на Марсовом поле, где воссоздали битву между египтянами и финикийцами. В представлении были задействованы 16 галер и 2 тысячи гладиаторов.

Впервые навмахии в Колизее были поставлены сразу же после открытия. В основном они реконструировали известные исторические сражения, такие как победа греков над персами в морском сражении при Саламине или поражение спартанцев в Эгейском море в Коринфской войне.

Колизей сегодня

Пережив все невзгоды, Колизей давно стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов Италии. В 2007 году амфитеатр был признан одним из семи новых чудес света. В октябре 2013 года начались реставрационные работы, которые будут проходить в три этапа. В рамках этого проекта на первом этапе будут отслеживать динамические вибрации, которым подвергается сооружение, находясь в непосредственной близости от линии метро и автомобильной дороги. Второй этап будет посвящён восстановлению внутренней зоны Колизея и более комплексной реставрации подземных помещений под ареной. В реставрационные работы на третьем этапе также будет включено строительство туристического центра обслуживания.

Фотогалерея

Покупка билетов в Колизей

В течение всего дня перед входом в Колизей бурлит длиннющая очередь, в которой можно легко отстоять несколько часов. Поэтому билеты лучше покупать одним из следующих способов:

1) дело в том, что Колизей, Форум и Палатин имеют общий билет. Таким образом, покупая практически без очереди билет на Форум, вы спокойно идёте в Колизей, который расположен относительно близко. Срок действия билета — 2 дня (каждую достопримечательность можно посетить только один раз). Цена билета — 12 евро.

2) можно заранее купить электронный билет на сайте rome-museum.com (доступна русскоязычная версия сайта). Такой билет также является комплексным (кроме Колизея, включает посещение Палатина и Форума). Единственное неудобство электронного билета в том, что необходимо указать дату посещения, а значит ваш визит будет зависеть от погоды. Срок действия билета также 2 дня, однако стоимость включает комиссию за продажу и составляет 16 евро. Также можно приобрести билет с аудио-гидом за 21 евро. В качестве аудио-гида выдают айподы с аудио- и видеороликами. После оплаты вы получите письмо на e-mail с уведомлением о покупке. Сам электронный билет придёт в следующем письме спустя день-два после оплаты. Внимание! Полученный электронный билет нужно обязательно распечатать! Вариант с его показом на экране телефона не пройдёт. Затем, когда будете на месте (у Колизея) нужно обменять электронный билет на стандартный билет.

Важно! В начале 2014 администрация Колизея заявила про запуск специального приложения для телефонов, с помощью которого можно будет покупать билеты, однако подробностями мы пока не располагаем. Если они вам известны, будем благодарны за предоставленную информацию в комментариях.

1. Арена в Ниме, Франция

Арена в Ниме, Франция.  Фото: thedronegirl.com.

Арена в Ниме, Франция. Фото: thedronegirl.com.

Колизей, который располагается в этом городе на юге Франции, считается одним из наиболее сохранившихся на сегодняшний день. Считается, что его постройка началась в 90-м году н.э., буквально сразу после того, как идентичный Колизей был возведён в Риме. Это видно и по общей стилистике сооружения, что явно копирует своего римского собрата.

Пон-дю-Гар.  Фото: jeuxvideo.com.

Пон-дю-Гар. Фото: jeuxvideo.com.

В начале экспансии Галлии римлянами, все города, которые располагались на побережье Франции, стали представлять собой достаточно крупные административные центры. Октавиан Август определил особые привилегии для Нима, в результате которых город бурно и быстро развивался. Благодаря этому к средине I века н.э. развитие города достигло таких высот, что в нём было решено построить акведук Пон-дю-Гар, направлявший воду во все здания и сооружения.

В период своей популярности, Колизей в городе, как и другие его собратья, принимал на своих просторах гладиаторов. После того, как римская империя начала увядать, Колизей стал оборонительным сооружением, своеобразной крепостью, позволявшей защититься от варваров. К моменту, когда он перешел во власть франков примерно в 750 году н.э., он уже имел достаточно обширную историю. Восстановлением Колизея занялись в 1700-х годах, а с XIX века его стали использовать для проведения корриды. Сейчас арена в Ниме является местом для туристов, а также площадкой для проведения концертов.

Внутреннее устройство (трибуны)

Разделялось пять основных уровней трибун, секции которых отделялись по социальным классам.

Нижние уровни представляли аркадные ряды с 80 арками.

Расположение ярусов со зрительными местами:

  • ближе к арене занимали места люди с высшими званиями и элита;
  • на средних ярусах располагались представители среднего общества;
  • специальные места на верхнем уровне отводились для бедных людей, женщин и рабов;
  • отдельные зоны выделялись для зарубежных гостей и солдат.

Места строго регулировались в зависимости от классовой принадлежности людей, само посещение представлений было бесплатным.

Общая вместимость посетителей по разным источникам включала от 50 000 до 80 000 человек.

Чтобы посетить развлекательное место, римляне приобретали тессер (проходной билет), который представлял маленькую квадратную табличку с номерами ряда и места.

Трибуны отделялись от арены металлической оградой, а в специальных нишах сидели стрелки для защиты зрителей от нападений животных.

Во время выступлений между рядами проходили торговцы, предлагающие приобрести статуэтки воинов или еду.

Трибуны верхнего уровня - иллюстрацияТрибуны верхнего уровня.

Арена

Арена Колизея имеет форму эллипса, её размеры:

  • длина – 85,5 метров;
  • ширина – 53,5 метров.

Благодаря округлой форме площади обречённые жертвы не находили себе уголка для укрытия.

Арена от латинского «Harena» означает «песок».

 Площадка для состязаний выстилалась из деревянных досок и имела песчаный настил.

Песок на арене амфитеатра красили в красный цвет, для того, чтобы зрители не пугались количества пролитой крови жертв, а для предотвращения неприятного запаха расставлялись специальные бочки с благовониями.

Для доступа к арене было оборудовано два главных портала:

  1. Порта Триумфалис (триумфальные врата), расположенные с западной стороны. Через них бойцы выходили на сцену.
  2. Порта Либитинария (погребальные врата) – на восточной стороне. Служили для выноса погибших.

Для проведения морских сражений вся площадь заливалась водой, для этого арена была оснащена хорошо оборудованной гидравлической системой. На сегодняшний день подобный механизм полностью не раскрыт.

Беспощадная арена - иллюстрацияБеспощадная арена.

Запустение и разрушения

После падения Римской империи Колизей постепенно начал разрушаться. Здесь обосновались ремесленные мастерские и торговые лавки, овощехранилище. Предприимчивые люди пытались приспособить помещение под суконную фабрику с жильем на верхних ярусах и рабочим местом на арене.

Стены амфитеатра

Колизей пережил три сильнейших землетрясения и разрушительный пожар. Средневековые римляне организовали здесь мусорную свалку и каменоломню. Из камня травертина и мрамора, добытого из стен амфитеатра, строили церкви, мосты, дома аристократов и даже здание канцелярии Римского папы. Могущественная римская семья Франджипани превратила Колизей в укрепленный феодальный замок.

Гипогей (подземные ходы)

Под ареной располагались подвальные проходы и помещения – гипогеум (hypogeum), который включал 2 основных яруса:

  • помещения с клетками, комнатами для бойцов;
  • ходы для императора и рабочих.

Для связи подземных пространств и арены использовались канатные конструкции – первые изобретения-лифты.

Обустроенные ловушки под землёй создавали эффектное появление и исчезновение объеков.

Гипогей - иллюстрацияГипогей.

Колизей сегодня

Колизей – памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, достопримечательность Италии и одно из семи новых чудес света, за которое в 2007 году проголосовали 90 миллионов человек. Проведена частичная реставрация здания, но ритм города наносит вред сооружению, которому 2000 лет. С внешней стены осталось из 80 только 30 входов. В 2013 году начались работы по реставрации Колизея. Амфитеатр почистили и облагородили, потратив 25 млн. евро. Планируется потратить 20млн. евро на обустройство арены.

Реставрация

Миллиардер Диего Делла Вале для восстановления Колизея планирует вложить 33 млн. долларов, чтобы почистить мрамор, восстановить арки, построить туристический центр и кафе. Министр культуры Италии планирует сделать Колизей со сценой 1800-х годов, которая накроет открытые подземные тоннели.

С января 2016 года Колизей принимает туристов, желание которых увидеть древний монумент не зависит от сезона. Проводятся экскурсии об античном времени. Развалины Колизея и сегодня впечатляют своим величием. В Колизее выступали Пол Маккартни, Элтон Джон, Стивен Тайлер. Летом здесь проводятся концерты.

Ночная подсветка

Сооружение особенно красиво ночью, благодаря подсветкам. Колизей, где погибло столько животных и людей сегодня – символ движения против смертной казни. Колизей меняет свет подсветки с белого на золотой, когда где-нибудь в мире отменяют смертную казнь.

Рядом с Колизеем

Рядом с крупнейшим амфитеатром можно посетить достопримечательности:

  1. Арка Константина.
  2. Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи.
  3. Базилика Святого Климента.
  4. Палатинский холм.
  5. Римский форум.

Арка Константина - фотоАрка Константина.

Время работы, билеты, экскурсии

Колизей открыт ежедневно с 10:30 до 19:15. В праздничные дни график может меняться. Для посещения необходима онлайн-резервация на определенное время.
Существует более 10 типов билетов, стоимостью от 16 евро, смотрите подробную инструкцию по покупке.
Индивидуальные экскурсии на русском языке по Колизею, Римскому Форуму и Палатинскому могут проводить только лицензированные гиды. Продолжительность экскурсий от 2 до 4 часов.

9. Ком Эль Дека, Египет

Ком Эль Дека, Египет.  Фото: hiveminer.com.

Ком Эль Дека, Египет. Фото: hiveminer.com.

Завоевание Египта Александром Великим произошло в 331 году до н.э., после чего в его честь была основана новая столица. Александрия стала центром будущей правящей династии Птолемеев – фараонов, что пришли ко власти после смерти Александра и правивших, пока римляне не отвоевали Египет у великой царицы Клеопатры в 30 году до н.э.

Во время правления династии фараонов Александрия наполнилась экзотическими богатствами и знаниями. После того, как власть была захвачена римлянами, они соорудили амфитеатр в самом дорогом районе города. Его постройка требовала лучшего мрамора, а также он был весьма скромным, вмещая всего восемь сотен человек. Это лишь подчеркивало элитарность и уникальность этого места, недоступного простым смертным. Отмечается, что из-за этого его использовали скорее для выступлений, нежели для полноценных гладиаторских боев.

В современном мире восстановлением руин занялся Варшавский университет, что в течение пятидесяти лет вкладывал силы и средства в их реставрацию. Благодаря этому сегодня Колизей находится в прекрасном состоянии.

Где находится Колизей

Колизей расположен недалеко от Палатинского холма, рядом с Римским форумом и «Золотым домом» Нерона.

Адрес: Piazza del Colosseo, 1, 00184.

Памятник города с высоты - фотоПамятник города с высоты.

Расположение на карте Рима

Часы работы 

Колизей открыт круглый год, кроме 25 декабря и 1 января.

График работы:

Сезонный период Начало работы Закрытие
Ноябрь – середина февраля 08:30 16:30
Конец февраля – март 08:30 17:00
Конец марта – конец августа 08:30 19:15
Сентябрь 08:30 19:00
Октябрь 08:30 18:30
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...