Испытания электродвигателей переменного тока: перечень работ, периодичность

Содержание
  1. Испытание электрического оборудования
  2. Осмотр электрических машин
  3. Какое сопротивление изоляции должно быть у электродвигателя
  4. Как прозвонить: условия
  5. Прозвонка асинхронного двигателя
  6. Как прозвонить коллекторный двигатель
  7. Как проверить электрический двигатель, их обмотки на целостность
  8. Высоковольтное испытание электродвигателей
  9. Похожие главы из других работ:
  10. 2. Виды и характеристика испытаний электрических машин и трансформаторов
  11. 4 Испытания трансформаторов после капитального ремонта
  12. 6. Перечень технической документации, оформляемой в процессе ремонта и после его окончания
  13. 1.1. Основные типы и классификация электрических машин
  14. 2.2 Пуск в работу после ремонта маслосистемы питательного электронасоса
  15. 2.7 Защита вращающихся электрических машин
  16. 2.7 Технология ремонта узлов и деталей электрических машин
  17. 2.Неисправности электрических машин
  18. 3. Разборка электрических машин
  19. 4.Ремонт токособирательной системы электрических машин
  20. 5.Ремонт сердечников, валов и вентиляторов электрических машин
  21. 3.3 Техническое обслуживание электрических машин
  22. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МОНТАЖЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
  23. 3. Нормирование ремонта и технического обслуживания электрических сетей
  24. 2. ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН МАЛОЙ МОЩНОСТИ
  25. Ввод в эксплуатацию
  26. Нормы испытаний электрических машин после ремонта (по ПЭЭП)
  27. 1. Всыпные обмотки статора
  28. 2. Обмотки статора из прямоугольного провода
  29. 3. Обмотки ротора
  30. 4. Допустимые значения воздушного зазора
  31. V
  32. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
  33. Измерение коэффициента абсорбции
  34. Типовые испытания
  35. Ремонт полюсных катушек
  36. Определение пригодности обмоток
  37. Ремонт обмоток электродвигателя
  38. Электромеханический ремонт электродвигателя
  39. Испытание повышенным напряжением
  40. Охрана труда при испытании узлов электрических машин.
  41. Нормативная документация
  42. Цены на ремонт электродвигателей
  43. Измерение сопротивления постоянному току
  44. Определение технического состояния корпусной и межфазной изоляции обмоток
  45. Послеремонтные испытания
  46. Определение технического состояния короткозамкнутой обмотки ротора

Испытание электрического оборудования

Электрические машины после ремонта подвергают приемосдаточным испытаниям. Эти испытания состоят из следующих операций:

  • измерения сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками;
  • испытания изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками на электрическую прочность;
  • проверки испытаний межвитковой изоляции обмоток на электрическую прочность, а также при повышенной частоте вращения (при замене обмоток якоря, ротора или бандажей);
  • обкатки электрической машины на холостом ходу (проверка температуры подшипников);
  • определения тока холостого хода;
  • определения пускового вращающего момента (для асинхронных двигателей) и пускового тока в случае полной перемотки электрической машины.

Сопротивление изоляции измеряют поочередно для каждой электрически независимой цепи. После окончания измерения цепи разряжают на заземленный корпус. Сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками должно быть не менее 0,5 МОм. При сопротивлении изоляции обмоток менее 0,5 МОм электродвигатель следует просушить. Сушка выполняется одним из следующих способов: нагревом, током от постороннего источника, индукционным способом, током короткого замыкания в генераторном режиме. После сушки производят испытание на электрическую прочность изоляции в холодном состоянии электрической машины с помощью испытательного напряжения.

Испытательное напряжение должно поочередно прикладываться между соседними электрически независимыми токоведущими частями электрической машины, между всеми электрически разъединяющимися в процессе работы машины токоведущими частями, между всеми токоведущими частями и частями, к которым при обслуживании возможны прикосновения, а также между всеми заземляемыми частями машины.

Испытание машин под полным испытательным напряжением производится в течение минуты. При испытании электрических машин после заводского ремонта значение испытательного напряжения должно быть снижено на 15% по сравнению со значениями, указанными в техническом паспорте.

Работы по испытанию напряжением проводят в следующем порядке. Электрическую машину устанавливают в таком положении, при котором обеспечивается наилучший доступ к испытываемым деталям машины. К испытываемым частям от выводных зажимов трансформатора подсоединяют соединительные провода со специальными зажимами (типа «Крокодил»). Перед подачей напряжения на трансформатор необходимо убедиться, что рукоятка регулятора напряжения находится в нулевом положении. Затем регулятором напряжения плавно повышают напряжение на трансформаторе до необходимой величины и по истечении времени проверки плавно снижают напряжение до нуля, после чего отключают трансформатор от источника питания.

Если во время испытания автоматы защиты не сработали, и стрелка вольтметра при повышении напряжения не имела резких колебаний в сторону снижения показаний напряжения, то электрическая машина считается выдержавшей испытания на электрическую прочность изоляции.

Электрические аппараты в процессе ремонта подвергают контрольным испытаниям, имеющим целью проверку основных технических данных и требований, которым должен удовлетворять аппарат.

Контрольные испытания состоят из предварительных испытаний и проверки аппаратов на ток или напряжение срабатывания, электрическую прочность и надежность изоляции аппаратов.

Предварительные испытания включают: внешний осмотр; определение величин раствора контактов, провала и нажатия контактов; определение допустимых отклонений пусковых и добавочных резисторов; определение сопротивления катушек электромагнитных реле и приводов в соответствии с расчетными значениями или требованиями правил заводского ремонта, а также проверку монтажа электрических соединений.

Внешним осмотром проверяют качество сборки аппарата, устанавливая отсутствие механических заеданий, определяя четкость срабатывания, правильность замыкания и размыкания контактов, отсутствие явлений коррозии, соответствие электрического монтажа схеме прибора, укомплектованность аппарата всеми необходимыми деталями.

Раствором контактов называется расстояние А (рис. 201) между разомкнутыми контактами. Для определения раствора контактов применяют специальные шаблоны, которые представляют собой металлическую пластину, имеющую с одной стороны размер максимального, а с другой – минимального допуска на разрыв контактов.

Определение раствора контакта

Рис. 201 – Определение раствора контакта: 1 – неподвижный контакт; 2 – подвижный контакт; А – раствор контактов; Б – провал контактов

Проверка раствора шаблоном состоит в том, чтобы максимальный размер шаблона не проходил, а минимальный свободно проходил между разомкнутыми контактами аппарата. Каждый шаблон должен иметь маркировку с указанием наименования аппарата и контрольных размеров раствора. При отсутствии шаблона проверка раствора может быть выполнена линейкой или штангенциркулем.

Провалом контактов называется расстояние Б, на которое может переместиться место конечного касания подвижного и неподвижного контактов из положения полного замыкания, если удалить контакт, закрепленный жестко. Провал контактов в каждом аппарате замеряется в доступном в зависимости от конструкции контактной системы месте специальным шаблоном или штангенциркулем.

Нажатием контактов называется усилие, с которым они действуют один на другой. Различают начальное и конечное контактное нажатие. Начальным называется усилие, измеренное измерительным прибором (динамометром) в момент начального касания контактов, или усилие начального сжатия прижимающей пружины при разомкнутых контактах. Конечным нажатием называется усилие, измеренное в положении контактов, соответствующем их полному замыканию.

При определении нажатия динамометр закрепляют за подвижный контакт так, чтобы направление отжатия контакта совпадало с направлением его движения.

Для точного определения момента начала размыкания контактов перед их замыканием между ними прокладывают тонкий лист бумаги: начало вытягивания бумаги указывает на начало размыкания контактов. Момент отрыва контактов можно также контролировать сигнальной лампой, включенной последовательно в цепи контактов.

При проверке допускаемых отклонений сопротивления у катушек напряжения электромагнитных аппаратов при 20° С от расчетных значений должны находиться в пределах от 8 до 5%, а у токовых – в пределах от 5 до 8%.

Допускаемые отклонения от расчетных значений величин пусковых реостатов и резисторов, выполненных из сплавов с высоким сопротивлением, при 20° С должны находиться в пределах ±10% для комплекта или отдельных элементов, а для особо точных реле и резисторов для регулирования магнитного потока генераторов – в пределах ±5%.

Проверку сопротивлений до 0,01 Ом рекомендуется производить одинарным универсальным мостом, а до 0,001 Ом – двойным универсальным мостом.

Сопротивление электрической изоляции катушек аппаратов проверяют мегомметром типа M1101 в помещении, где поддерживается температура 15…25° С и относительная влажность не выше 80%. Мегомметр развивает напряжение 500 В и имеет одну рабочую шкалу на 0,5…100 кОм и вторую на 0,05…1000 МОм.

Перед испытанием проверяют работоспособность мегомметра при разомкнутых зажимах «Линия» и «Земля». Повернув переключатель мегомметра в положение МОм, вращают ручку генератора. Стрелка прибора должна установиться на отметку «Бесконечность» шкалы 0,05…1000 МОм. Переключатель ставят в положение кОм и снова вращают ручку. Стрелка должна установиться на отметке «Нуль» той же шкалы. Это свидетельствует об исправности мегомметра.

Для определения величины сопротивления электрической изоляции переключатель устанавливают в положение МОм, к зажимам «Линия» и «Земля» присоединяют два провода: свободный конец одного к выводу катушки, а второго – к винту заземления (винт не должен иметь следов коррозии). Вращая ручку (120 об/мин) генератора мегомметра, определяют показание прибора. Сопротивление изоляции узлов аппаратов должно быть не менее 0,5 МОм.

Напряжением срабатывания аппарата называется напряжение, при котором происходит полное его срабатывание (включение или отключение). Напряжение срабатывания указывается в технических данных аппарата и определяется в условиях, соответствующих режиму нормальной его работы.

Минимальное напряжение включения аппаратов при нормальном режиме работы должно быть:

  • при питании катушек от обмоток трансформатора не менее 65% номинального;
  • при питании катушек от источника постоянного тока – не более 70% номинального;
  • при питании катушек от источника электроснабжения с регулятором напряжения – не более 85% номинального.

Напряжение отпадания якоря для аппаратов должно быть не менее 0,05% номинального напряжения включения. Проверка аппаратов на напряжение срабатывания должна производиться при 20° С. Если температура окружающей среды не соответствует температуре нормальной работы аппарата или отличается от величин, указанных в технических условиях, то напряжение следует рассчитать на нормальную температуру окружающей среды. При расчете необходимо учитывать, что сопротивление катушек из медной проволоки изменяется на 0,4% от измеренной величины сопротивления при изменении температуры на 1°С.

Испытание электрической прочности изоляции аппаратов проводится в холодном состоянии. Испытательное напряжение должно поочередно прикладываться между соседними электрически независимыми токоведущими частями аппарата, всеми электрически разъединяющимися в процессе работы аппарата токоведущими частями, а также между всеми токоведущими частями и заземленными металлическими частями аппарата.

За величину испытательного напряжения принимают его действующее значение. Увеличение напряжения производится постепенно или ступенями, не превышающими 5% его полного значения. При этом нарастание напряжения до установления требуемого, а также снижение его до нуля должны быть плавными – со скоростью не более 1 кВ в секунду. Испытание аппаратов под полным испытательным напряжением 1500 В должно производиться в течение минуты.

Испытание ремонтируемого электрического оборудования грузовых вагонов и компрессорных агрегатов производят, не ожидая окончания ремонта дизель-генераторных установок и сцепления вагонов секции или поезда. Для этого в местах, где был ремонт электрооборудования служебных вагонов, а также на позициях подъемочного ремонта в вагоносборочном цехе устанавливают специальные стенды, оснащенные типовыми штепсельными разъемами для соединения с розетками вагонов. По показаниям приборов на стендах проверяют работу пускателей, электродвигателей, электромагнитных вентилей, а также величину сопротивления изоляции электромагистралей. Перед подачей тока кузов вагона, находящегося на домкратах, надежно заземляют.

Осмотр электрических машин

Испытания любых электрических машин начинаются с внешнего осмотра. В случае обнаружения неисправностей, они подлежат устранению, после чего производится осмотр производится повторно. При этом оцениваются следующие параметры:

  • наличие и исправность всех частей аппарата, проверка которых возможна без разборки механизма;
  • правильность сборки;
  • соответствие паспортных данных и проектной документации. При проверке и испытаниях электромашин необходимо обратить внимание на параметры, нарушение которых может привести к быстрому выходу аппарата из строя:
  • Проверка мегомметром сопротивления изоляции.
  • Испытание изоляции повышенным напряжением частотой 50Гц. Длительность проверки — 1 минута.
  • Тоже, постоянным напряжением.
  • Проверка величины расстояния между статором и ротором. Величина зазора должна соответствовать конструкции машины, величина отклонениями не более 10%.
  • Измерение величины осевого разбега ротора.
  • При наличии воздухоохладителя он испытывается гидравлическим давлением в течение 10 минут.

Исправный аппарат допускается к испытаниям в режиме холостого хода и под нагрузкой.

Обкатка на холостом ходу 

Этот вид испытаний обязателен при сдаче в эксплуатацию двигателей всех типов после ремонта. Фазный ротор в асинхронном электродвигателе с фазным ротором при этом закорачивается.

Электромашина подключается к сети без нагрузки на период, достаточный для нагрева и до установившейся температуры. Необходимое время работы зависит от номинальной мощности электродвигателя — чем двигатель больше, тем дольше происходит нагрев. При проведении типовых испытаний период работы увеличивается в два раза.

Во время обкатки в цепи каждой фазы подключаются амперметры, разность показаний которых не должна превышать 5%. Сами показания не должны меняться весь период обкатки. Эти изменения указывают на неисправности — витковые замыкания обмоток, подклинивание подшипников, а в электромашинах с фазным ротором на плохое прилегание щёток.

Нагрев подшипников не должен отличаться друг от друга превышать допустимые температуры:

  • в подшипниках качения — 70°С;
  • в подшипниках скольжения — 60°С;
  • температура масла — 50°С.

Испытания после капитального ремонта

Нормативные документы предусматривают два вида обкатки после капремонта — типовые испытания и контрольные.

Какое сопротивление изоляции должно быть у электродвигателя

Какое сопротивление изоляции должно быть у электродвигателя?

Электродвигатели применяются во многих бытовых устройствах, поэтому если прибор, в котором установлен агрегат начинает барахлить, то, во многих случаях, диагностические мероприятия следует начинать с прозвона обмотки движка. Как прозвонить электродвигатель мультиметром, и сделать это правильно, будет подробно описано ниже.

Как прозвонить: условия

Прежде чем проверить электродвигатель на неисправность, необходимо убедиться в том, что шнур и вилка прибора абсолютно исправны.

Обычно об отсутствии нарушения подачи электрического тока в устройство, можно судить по светящейся контрольной лампе.

Убедившись в том, что электрический ток поступает к электродвигателю, необходимо осуществить демонтаж его из корпуса устройства, при этом сам прибор должен быть полностью обесточен, во время выполнения данной операции.

Проверка якоря и статора электродвигателя производится мультиметром.

Последовательность измерений зависит от модели электрического агрегата, при этом, прежде чем прозвонить электродвигатель, следует убедиться в исправности измерительного прибора.

Наиболее частой «поломкой» мультиметров является уменьшение заряда батареи, в этом случае можно получить искажённые результаты замеров сопротивления.

Ещё одним важным условием для того чтобы прозвонить электрический агрегат правильно, является полное приостановление каких-либо других дел и полностью посвятить время на выполнение диагностических работ, иначе можно легко пропустить какой-либо участок обмотки электродвигателя, в котором и может быть причина неполадок.

Прозвонка асинхронного двигателя

Данный вид электродвигателя довольно часто используется в бытовых устройствах работающих от сети 220 В. После демонтажа агрегата из прибора и визуального осмотра, при котором не будут обнаружено короткое замыкание, диагностика осуществляется в такой последовательности:

  1. Произвести замеры сопротивления между выводами двигателя.
    Данная операция может быть осуществлена мультиметром, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 100 Ом. Исправный асинхронный двигатель должен иметь между одним крайним и средним выводом подключаемой обмотки сопротивление около 30 — 50 Ом, а между другим крайним и средним контактом — 15 — 20 Ом. Данные измерения указывают на полную исправность пусковой и основной обмотки агрегата.
  2. Провести диагностику утечки тока на «массу».
    Чтобы прозвонить агрегат на утечки электрического тока, необходимо перевести режим работы мультиметра в положение измерения сопротивления до 2 000 кОм и поочерёдным соединением каждой клеммы с корпусом электродвигателя определить наличие или отсутствие повреждения изоляции. Во всех случаях, на дисплее мультиметра не должно отображаться каких-либо показаний. Если для измерения утечки используется аналоговый прибор, то стрелка не должна отклоняться в процессе проведения диагностических манипуляций.

Если в процессе измерений были выявлены отклонения от нормы, то агрегат необходимо разобрать для более детальных исследований.

Наиболее распространённой поломкой асинхронных электродвигателей является межвитковое замыкание.

При такой неисправности, прибор перегревается и не развивает полной мощности, а если эксплуатацию устройства не прекратить, то можно полностью вывести из строя электрический агрегат.

Чтобы прозвонить межвитковые замыкания, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления до 100 Ом.

Необходимо прозвонить каждый контур статора, и сравнить полученные результаты. Если величина сопротивление в одном из них будет существенно отличаться, то таким образом можно с уверенностью диагностировать межвитковое замыкание обмотки асинхронного электродвигателя.

Как прозвонить коллекторный двигатель

Коллекторный агрегат также можно прозвонить мультиметром. Данный тип электродвигателей используется в цепи постоянного тока.

Коллекторные двигатели переменного тока встречаются реже, например в различных электроинструментах.

Наиболее качественно прозванивать такие изделия можно в том случае, если полностью разобрать электрический двигатель.

Проверить якорь электродвигателя, а также прозвонить обмотку статора можно будет с помощью мультиметра, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 200 Ом.

Наиболее часто статор коллекторного агрегата состоит из двух независимых обмоток, которые и требуется прозвонить мультиметром для определения их исправности.

Точное значение данного показателя, можно узнать в документации к электродвигателю, но о работоспособности обмотки можно судить в том случае, если прибор покажет небольшое значение сопротивления.

В мощных двигателях постоянного тока электрооборудования автомобиля, значение сопротивления статора будет настолько малым, что его отличие от короткозамкнутого проводника, может составлять десятые доли Ома. Менее мощные устройства имеют сопротивление обмотки статора в пределах 5 — 30 Ом.

Для того чтобы прозвонить мультиметром обмотки статора коллекторного электродвигателя, необходимо соединить щупы измерительного прибора с выводами данных обмоток. Если в процессе диагностических мероприятий будет выявлено отсутствие сопротивления даже в одном контуре, дальнейшая эксплуатация агрегата не осуществляется.

Ротор коллекторного электродвигателя состоит из значительно большего количества обмоток, но проверка якоря не займёт много времени.

Для того чтобы прозвонить эту деталь, необходимо включить мультиметр в режим измерения сопротивления до 200 Ом и расположить щупы мультиметра на коллекторе таким образом, чтобы они находились на максимальном удалении друг от друга.

Таким образом проверить обмотку можно без особых усилий. Если мультиметр покажет примерно одинаковое значение сопротивления каждого контура, то это будет означать, что якорь устройства абсолютно исправен.

Для того чтобы правильно прозвонить данный тип двигателя, необходимо осуществить проверку возможной утечки электрического тока на «массу».

Это нарушение может привести не только к выходу из строя электродвигателя, но и к увеличению вероятности получения электротравмы.

Проверить якорь и статор коллекторного двигателя на пробой не составит большого труда, для этого необходимо включить режим измерения сопротивления до 2 000 кОм.

Для проверки статора достаточно подключить одну клемму к корпусу, а вторую к одной из обмоток.

Чтобы прозвонить эту часть электродвигателя правильно, во время выполнения данной операции запрещается прикасаться руками к металлической части щупов мультиметра, или к корпусу статора и проводки измеряемого контура.

Если не придерживаться этого правила, то можно получить ложноположительные результаты, так как через тело человека будет проходить достаточный электрический потенциал.

В этом случае мультиметр покажет сопротивление человека, а не «пробой» между корпусом статора и обмоткой.

Аналогичным образом измеряется и возможная утечка электротока на корпус якоря электродвигателя.

Чтобы прозвонить отсутствие «пробоя» на массу устройства, необходимо поочерёдно присоединять щупы мультиметра к корпусу и различным обмоткам ротора электромотора.

Для того чтобы прозвонить различные типы электродвигателей с помощью мультиметра, необходимо приобрести мультиметр, который имеет режим измерения сопротивления.

Сверхточность, при осуществлении подобных действий, не требуется, поэтому можно с успехом использовать дешёвые китайские устройства. Прежде чем прозвонить обмотки двигателя мультиметром, необходимо убедиться в его исправности.

Следует также иметь в виду, что неисправность электродвигателя может иметь различные признаки. Даже в том случае если электрический прибор находится в рабочем состоянии, но обороты двигателя не достигают максимального значения, следует незамедлительно прозвонить возможные повреждения обмоток.

После того как будет произведены все диагностические мероприятия, и электродвигатель будет отремонтирован, производится испытание устройства прежде чем устанавливать его в бытовой прибор или инструмент.

При осуществлении любых электромонтажных или диагностических работ, необходимо полностью отсоединить прибор от сети 220 В. или трёхфазного тока.

Источник: https://EvoSnab.ru/instrument/test/prozvonka-elektrodvigatelja-multimetrom

Как проверить электрический двигатель, их обмотки на целостность

При помощи мультиметра и нескольких приспособлений, не особо разбираясь в принципе работы электродвигателей, можно проверить:

  • Асинхронный трёхфазный двигатель с короткозамкнутым ротором – наиболее лёгкий для проверки, из-за его простого внутреннего устройства, благодаря которому, данный тип электродвигателя имеет наибольшую популярность;
  • Асинхронный однофазный (двухфазный, конденсаторный) электродвигатель с короткозамкнутым ротором – часто используется в различной бытовой технике, подключаемой в сеть 220 В. (стиральные машины, пылесосы, вентиляторы).
  • Коллекторный двигатель постоянного тока – массово применяется в автомобилях в качестве привода для стеклоочистителей (дворников), стеклоподъёмников, насосов, вентиляторов;
  • Коллекторный двигатель переменного тока – используется в ручных электрических инструментах (дрели, перфораторы, болгарки и т.д.)
  • Асинхронный двигатель с фазным ротором – в сравнении с электродвигателем с короткозамкнутым ротором, обладает мощным стартовым моментом, поэтому используется в в качестве привода силового оборудования — подъёмников, лифтов, кранов, станков.

Источник: https://alekstroy.com/kakoe-soprotivlenie-izolyatsii-dolzhno-byt-u-elektrodvigatelya/

Высоковольтное испытание электродвигателей

Применяемая типовая методика испытания электродвигателей до 10 кВ включает проверку состояния изоляционного материала обмоток, функциональных узлов двигателя, непосредственное испытание. При проверках изоляционного материала выполняется измерение его сопротивления. Если этот показатель в норме, то выполняется испытание электродвигателей повышенным напряжением (высоковольтное испытание).

Приемо-сдаточные испытания электродвигателей необходимы для подтверждения диэлектрической прочности изолирующих материалов, а также способности выдерживать обмотками повышенное напряжение сети. Испытание электродвигателей переменного и постоянного тока проводят повышенным постоянным, переменным напряжением 50 Гц. На специальном стенде на рабочие обмотки статора плавно подают повышенное напряжение. Измеряют токи в них в течение 1 минуты.

Испытание электродвигателя: особенности

Похожие главы из других работ:

Испытание электрических машин

2. Виды и характеристика испытаний электрических машин и трансформаторов

Число различных испытаний, которым должна подвергаться электрическая машина для того, чтобы выявить ее соответствие всем техническим требованиям, достаточно велико…

Испытание электрических машин

4 Испытания трансформаторов после капитального ремонта

После завершения ремонтных работ трансформатор подвергается испытаниям в целях проверки качества и отсутствия дефектов, а также проверки характеристик трансформатора на соответствие требованиям стандартов…

Капитальный ремонт силового трансформатора ТМ-1000/35

6. Перечень технической документации, оформляемой в процессе ремонта и после его окончания

Приемка трансформатора из ремонта производится комиссией, возглавляемой главным инженером станции. В состав комиссии также входит руководитель ремонта, нач. цехов, в ведении которых находится ремонтирующееся оборудование…

Обслуживание и ремонт электрических двигателей (ремонт синхронного двигателя)

1.1. Основные типы и классификация электрических машин

Электрические машины — это электромеханические преобразователи, в которых осуществляется преобразование электрической энергии в механическую или механической в электрическую…

Пуск в работу питательного электронасоса после ремонта

2.2 Пуск в работу после ремонта маслосистемы питательного электронасоса

Рассмотрим технологическую схему обвязки маслосистемы питательного электронасоса (рис. 15), которая может быть как автономной, так и общей для нескольких ПЭН (питательный электрический насос).Рис.15…

Расчет и выбор системы автоматического управления общепромышленными механизмами и процессами на примере предприятия «ЖитикараКоммунЭнерго»

2.7 Защита вращающихся электрических машин

Защита от атмосферных перенапряжений для электрифицированных агрегатов, отключаемых во время грозы, не требуется. Защита питающихся по гибкий кабелям одноковшовых экскаваторов, не отключаемых при грозе, от атмосферных перенапряжений…

Ремонт трехфазного асинхронного двигателя

2.7 Технология ремонта узлов и деталей электрических машин

Ремонт сердечников. Сердечники (активная сталь) одновременно служат магнитопроводом и остовом для размещения и укрепления обмотки. При ремонте и замене обмотки необходимо проверить сердечники и устранить обнаруженные дефекты…

Ремонт электродвигателей

2.Неисправности электрических машин

Электрические машины повреждаются чаще всего из-за нарушения сроков очередного текущего или капитального ремонта, плохого обслуживания или нарушения режима работы, на который они рассчитаны…

Ремонт электродвигателей

3. Разборка электрических машин

В ремонт поступают электрические машины отечественного производства и иностранных марок, различающиеся по мощности, исполнению и конструкции…

Ремонт электродвигателей

4.Ремонт токособирательной системы электрических машин

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и механизм для подъема щеток и замыкания колец фазных роторов машин старых конструкций…

Ремонт электродвигателей

5.Ремонт сердечников, валов и вентиляторов электрических машин

5.1.Сердечники.Важнейшими частями электрических машин являются сердечники. Листы пакетов сердечников изготовляют из специальной электротехнической стали, обладающей благодаря присадке кремния низкими удельными потерями…

Техническое обслуживание электромеханического оборудования

3.3 Техническое обслуживание электрических машин

В электромеханическом цехе широко применяются асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым и фазным роторами…

Устройство и выбор асинхронного электродвигателя

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МОНТАЖЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Помещение, в котором происходит монтаж электрических машин, освобождают от строительного мусора и обеспечивают достаточную освещенность. Все ниши в перекрытиях, каналы в подлогах на время монтажа забивают временными щитами…

Эксплуатация района электроснабжения

3. Нормирование ремонта и технического обслуживания электрических сетей

Электрические машины малой мощности

2. ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН МАЛОЙ МОЩНОСТИ

Электрические машины мощностью до 1 кВт, получившие название электрических машин малой мощности (ЭМММ), вследствие своей специфичности выделены в классификаторах промышленной продукции в отдельную группу…

Ввод в эксплуатацию

ПУЭ (Правила устройства электроустановок) регламентируют проведение приемо-сдаточных испытаний перед вводом электродвигателя в эксплуатацию (пункт 1.8.15). Программы испытаний и количество приборов, которые будут подвергаться (из партии) устанавливаются стандартом или ТУ на конкретный вид двигателя. Проверяется следующее:

  1. Возможность включения электродвигателя без предварительной сушки обмоток (для ЭД номинальным напряжением до 1кВ и более).
  2. Сопротивление изоляции.
  3. Проверка обмоток статора путем подачи повышенного напряжения промышленной частоты. Каждая обмотка проверяется отдельно (при двух других соединенных с корпусом). Если выводов от катушек не имеется, то допускается проверять обмотку полностью.
  4. Измерение сопротивления обмоток постоянному току. Для выявления некачественных соединений, межвитковых замыканий, ошибок в схеме подключения. Также для снятия параметров, необходимых для расчетов режимов, переходов и регуляторов.
  5. Работа электродвигателя на холостом ходу (приводной механизм не нагружен).
  6. Работа электродвигателя под нагрузкой.

После проведения работ оформляются АКТ и Протокол испытания асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором (или другой тип двигателя). В протоколе указываются полученные параметры и величины, а также проведенные мероприятия, место и состав участников. При этом проверку должны проводить специалисты с группой допуска не ниже IV и имеющие лицензии на ведение такого рода деятельности.

Пример протокола испытаний

Нормы испытаний электрических машин после ремонта (по ПЭЭП)

1. Всыпные обмотки статора

Таблица 4

Испытуемый элемент двигателя переменного тока с Uн≤0,66 кВ

Испытательное напряжение, кВ в зависимости от мощности Pн, кВт

0,2…10

10,1…1000

Обмотки после укладки в пазы до пайки межкатушечных соединений

2,5

3,0

Обмотки после пайки и изолировки межкатушечных соединений

2,3

2,7

Обмотки после пропитки и запрессовки обмотанного сердечника

2,2

2,5

Главная изоляция обмотки собранного двигателя переменного тока

2Uн+1,0, но не менее 1,5

2. Обмотки статора из прямоугольного провода

Таблица 5

Испытательное напряжение для

Испытуемый элемент

электродвигателей на номинальное напряжение, кВ

обмотки двигателей

до 1000 кВт

свыше 1000 кВт

до 0,66

Отдельная катушка

4,5

11,0

13,5

21,1

31,5

13,5

23,5

34,0

(стержень) перед укладкой

Обмотка после укладки

3,5

9,0

11,5

18,5

29,0

11,5

20,5

30,0

в пазы до пайки между-

катушечных соединений

Обмотки после пайки

3,0

6,5

9,0

15,8

25,0

9,0

18.5

27,0

и изолировки соединений

Главная изоляция обмотки собранной машины

2Uн+1

5,0

7,0

13,0

21,0

7,0

15.0

23.0

но не

3. Обмотки ротора

Таблица 6

Испытуемый элемент ротора асинхронных двигателей

Испытательное напряжение, кВ

1. Полная замена обмотки

Отдельные стержни до укладки в пазы

Стержни после укладки в пазы, но до соединения

Обмотка после соединения, пайки и бандажировки

Контактные кольца до соединения с обмоткой

2U*рот+3,0

2U*рот+2,0

2U*рот+1,0

2U*рот+2,2

2. Частичная замена обмотки

Оставшаяся часть обмотки после выемки заменяемых катушек, секций или стержней

2U*рот (но не менее 1,2 кВ)

Вся обмотка после присоединения новых катушек, секций или стержней

2U*рот (но не менее 1,0 кВ)

* 2U*рот — напряжение на кольцах неподвижного ротора с разомкнутой обмот­кой при номинальном напряжении на статоре.

4. Допустимые значения воздушного зазора

Таблица 7

Номинальный диаметр вала, мм

Зазор, мкм. при частоте вращения, об/мин

до 1000

1000… 1500

более 1500

18. ..30

40 …93

60… 130

140 …280

31. ..50

50… 112

75… 160

170. ..340

51 …80

65… 135

95… 195

200 …400

81 … 120

80… 160

120. ..235

230 …460

121 … 180

100… 195

150. ..285

260 …530

181 …260

120 …225

180. ..300

300 …600

261 …360

140 …250

210. ..380

340 …680

361 …600

170 …305

250. ..440

380 …760

Таблица 8

Тип изоляции витков

Амплитуда напряжения, В/виток

до укладки секций в пазы

после укладки и бандажировки

Провод ПВО

210

180

Провода ПБД, ПДА, ПСД

420

360

Провод ПБД с однослойной изоляцией из бумажной ленты

700

600

Провода ПБД и ПДА с изоляцией слоем

микаленты через виток

700

600

То же, с прокладками миканита в пазовой части

между витками

1000

850

Провод с однослойной изоляцией микалентой толщиной 0,13 мм вполнахлеста

1100

950

Провод ПБД с однослойной изоляцией шелковой лакотканью толщиной 0,1 мм вполнахлеста

1400

1200

Провода ПБД и ПДА с однослойной изоляцией микалентой толщиной 0,13 мм вполнахлеста или 1/3 нахлеста

1400

1200

Провод ПБД или ПДА с однослойной изоля­цией микалентой толщиной 0,13 мм вполнахлеста и сверху слоем хлопчатобумажной ленты впритык

2100

1800

Провод ПДА, изолированный двумя слоями микаленты толщиной 0,13 мм вполнахлеста

2800

2400

V

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

⇐Проверка обмоток на межвитковые замыкания | Ремонт электрооборудования тепловозов | Уход в эксплуатации за подшипниками качения⇒

Измерение коэффициента абсорбции

Параметр характеризует степень увлажненности изоляции электродвигателей. Он измеряется только у высоковольтных аппаратов. Для этого на обмотку статора подключают испытательное напряжение от мегаомметра, держат его в течение минуты, засекая значения через 15 и 60 секунд. Разделив шестидесятисекундное значение на пятнадцатисекундное, получают искомую величину.

Нормативы зависят от материала изоляции двигателя. Если она термореактивная, то коэффициент не должен быть ниже 1,3. Для микалентной компаундированной – ниже 1,2.

Малый коэффициент абсорбции, особенно – близкий к единице, указывает на влажную изоляцию. Обмотку требуется просушить.

Типовые испытания

Такая обкатка проводится по программе, включающей в себя все виды проверок новых электродвигателей. Это способствует выявлению недостатков и повышает надёжность работы в послеремонтный период.

Такие испытания обязательны для электромашин после капремонта, при котором были изменены паспортные данные — мощность, число оборотов, напряжение и другие.

Для асинхронных электродвигателей перечень типовых испытаний включает в себя обкатку при повышенных оборотах, проверку на нагрев, измерение КПД, мощности и расчёт скольжения. Во время испытаний под нагрузкой производятся проверки при краткосрочных токовых перегрузках, измеряются максимальный момент вращения, ток запуска и вибрация.

Послеремонтная проверка двигателей постоянного тока аналогична испытаниям асинхронных машин, но включает в себя дополнительные пункты:

  • измеряется скоростная характеристика при повышении числа оборотов снижением тока в обмотке возбуждения и понижении, уменьшением питающего напряжения;
  • проверка нагрева при работе под нагрузкой и в режиме холостого хода;
  • измеряется КПД в различных режимах;
  • определяется зона безыскровой коммутации,
  • проверка качества коммутации;
  • измеряется уровень вибрации.

Ремонт полюсных катушек

Катушками полюсов называют обмотки возбуждения, которые по назначению разделяются на катушки главных и добавочных полюсов машин постоянного тока. Главные катушки параллельного возбуждения состоят из многих витков тонкого провода, а катушки последовательного возбуждения имеют небольшое количество витков из провода большого сечения, их наматывают из голых медных шин, уложенных плашмя или на ребро.

После определения неисправной катушки ее заменяют, собирая на полюсах катушку. Новые полюсные катушки наматывают на специальных станках с использованием каркасов или шаблонов. Полюсные катушки изготавливают намоткой изолированного провода непосредственно на изолированный полюс, предварительно очищенный и покрытый глифталевым лаком. К полюсу приклеивают лакоткань и обматывают его несколькими слоями микафолия, пропитанного лаком асбеста. После намотки каждый слой микафолия проглаживают горячим утюгом и протирают чистой тряпкой. На последний слой микафолия приклеивают слой лакоткани. Заизолировав полюс, на него надевают нижнюю изоляционную шайбу, наматывают катушку, надевают верхнюю изоляционную шайбу и расклинивают катушку на полюсе деревянными клиньями.

Катушки добавочных полюсов ремонтируют, восстанавливая изоляцию витков. Катушку очищают от старой изоляции, надевают на специальную оправку. Изолирующим материалом служит асбестовая бумага толщиной 0,3 мм, нарезанная в виде рамок по размеру витков. Количество прокладок должно быть равно количеству витков. С обеих сторон они покрываются тонким слоем бакелитового или глифталевого лака. Витки катушки раздвигают на оправке и вкладывают между ними прокладки. Затем стягивают катушку хлопчатобумажной лентой и прессуют. Прессовка катушки осуществляется на металлической оправке, на которую надевают изоляционную шайбу, затем устанавливают катушку, накрывают второй шайбой и сжимают катушку. Нагревая посредством сварочного трансформатора до 120 С, катушку дополнительно сжимают. Охлаждают ее в запрессованном положении до 25 — 30 °С. После снятия с оправки катушку охлаждают, покрывают лаком воздушной сушки и выдерживают при температуре 20 — 25 °С в течение 10 — 12 ч.


Рис. 107. Варианты изоляции сердечников полюсов и полюсных катушек:

1, 2, 4 — гетинакс; 3 — хлопчатобумажная лента; 5 — электрокартон; 6 — текстолит.

Наружную поверхность катушки изолируют (рис. 107) поочередно асбестовой и миканитовой лентами, закрепляемыми тафтяной лентой, которую затем покрывают лаком. Катушку насаживают на дополнительный полюс и расклинивают деревянными клиньями.

Определение пригодности обмоток

Типичными повреждениями обмоток являются повреждение изоляции и нарушение целостности электрических цепей. О состоянии изоляции судят по таким показателям, как сопротивление изоляции, результаты испытания изоляции повышенным напряжением, отклонения значений сопротивления постоянному току отдельных обмоток (фаз, полюсов и т. д.) друг от друга, от ранее измеренных значений или от заводских данных, а также по отсутствию признаков междувитковых замыканий в отдельных частях обмотки. Кроме того, при оценке учитывают общую продолжительность работы электродвигателя без перемотки и условия его эксплуатации.

Определение степени износа изоляции обмоток проводится на основании различных замеров, испытаний и оценки внешнего состояния изоляции. В отдельных случаях изоляция обмотки по внешнему виду и по итогам испытаний имеет удовлетворительные результаты и двигатель после ремонта сдается в эксплуатацию без ее ремонта. Однако, проработав небольшое время, машина выходит из строя по причине пробоя изоляции. Поэтому оценка степени износа изоляции машины является ответственным моментом в определении пригодности обмоток.

Признаком теплового старения изоляции является отсутствие ее эластичности, хрупкость, склонность к растрескиванию и изломам при довольно слабых механических воздействиях. Наибольшее старение наблюдается в местах повышенного нагрева, удаленных от наружных поверхностей изоляции. В связи с этим для исследования теплового износа изоляции обмоток необходимо местное вскрытие ее на полную глубину. Для исследования выбирают участки небольшой площади, расположенные в областях наибольшего старения изоляции, но доступные для надежного восстановления изоляции после вскрытия. Для обеспечения достоверности результатов исследования мест вскрытия изоляции должно быть несколько.

При вскрытии изоляцию исследуют послойно, многократно изгибая снятые участки и осматривая их поверхность через лупу. При необходимости сравнивают одинаковые образцы старой и новой изоляции из того же самого материала. Если изоляция при таких испытаниях ломается, шелушится и на ней образуются множественные трещины, то она должна быть заменена полностью или частично.

Признаками ненадежной изоляции являются также проникновение масляных загрязнений в толщу изоляции и неплотная запрессовка обмотки в пазу, при которой возможны вибрационные перемещения проводников или сторон секций (катушек).

Для определения неисправности обмоток используют специальные приборы. Так, для выявления витковых замыканий и обрывов в обмотках машин для проверки правильности соединения обмоток по схеме, для маркировки выводных концов фазных обмоток электрических машин используют электронный аппарат ЕЛ-1. Он позволяет быстро и точно обнаружить неисправность в процессе изготовления обмоток, а также после укладки их в пазы; чувствительность аппарата позволяет выявить наличие одного короткозамкнутого витка на каждые 2000 витков.

Если неисправности и повреждения имеются только у небольшой части обмоток, то назначают частичный ремонт. Однако в этом случае должна быть обеспечена возможность удаления неисправных частей обмотки без повреждения при этом исправных секций или катушек. В противном случае более целесообразен капитальный ремонт с полной заменой обмотки.

Ремонт обмоток электродвигателя

По конструктивному исполнению обмотки электрических машин (электродвигателей, генераторов) делятся на три вида:

  • концентрические
  • всыпные
  • шаблонные

    Практически ремонт обмоток заключается в удалении старой и выполнении новой обмотки, имеющей те же или улучшенные данные пазовой изоляции и обмоточного провода

    Концентрическая обмотка наиболее устаревшая, трудоемкая и находит применение только в электродвигателях с закрытыми пазами. Изготовление этой обмотки состоит из следующих основных операций: изготовление при помощи шаблонов пазовых изоляционных гильз, материал для которых выбирают в зависимости от напряжения машины и класса ее нагревостойкости; закладка гильз в пазы; заполнение гильз металлическими или деревянными шпильками по размерам изолированного обмоточного провода; выбор схемы намотки, при которой получаются наименьшие напряжения между рядом лежащими проводниками в пазу электродвигателя; подготовка провода к намотке катушек, заключающаяся в удалении изоляции на концах подготовленного к намотке катушки провода и парафинирование его для облегчения протаскивания в пазах; намотка двумя обмотчиками наименьшей по размерам катушки с применением специальных шаблонов для формирования лобовых частей катушки; намотка остальных катушек, их соединение и изолирование.

    При изготовлении всыпных обмоток сначала заготавливают и укладывают в пазы изоляционные пазовые коробочки. При этом следует иметь в виду, что в  электродвигателях старых серий пазовые коробочки состоят из двух слоев электрокартона и одного слоя лакоткани. На смену им пришли пазовые коробочки, состоящие из пленкоэлектрокартона, а в настоящее время в малых электродвигателях новых серий используется только один тонкий слой изоляционной пленки. В этих условиях использование новых материалов, в том числе и обмоточных проводов, при ремонте электрических машин старых серий значительно увеличивает их надежность и при необходимости может сопровождаться заметным увеличением мощности электродвигателя. Наоборот, при ремонте электродвигателей новых серий необходимо использовать только соответствующие качественные материалы и обмоточные провода, иначе ремонт электродвигателя приведет к снижению её надежности, ухудшению технико-экономических показателей и резкому снижению ее мощности. Следующей операцией по выполнению обмотки является намотка на специальные, регулируемые по размерам шаблоны катушек. Далее следует укладка катушек в пазы, установка клиньев, в качестве которых в малых по мощности электродвигателя новых серий могут быть также использованы пленка, соединение и бандажирование обмотки изоляционными шнурами или чулками с установкой изоляционных межфазовых прокладок на лобовых частях обмотки. Если необходимо соединить отдельные катушки, их изолируют линоксиновыми, полихлорвиниловыми или стеклолаковыми трубками.

    Соединения между катушками могут быть выполнены или пайкой (соединяемые концы облуживают, скручивают и опускают в ванну с расплавленным припоем), или контактной сваркой при помощи ручных клещей с графитовым электродом.

    Сушку обмоток электрических машин, предшествующую пропитке и после нее, проводят в сушильных печах (конвективный способ), потерями в стали статора или ротора (индукционный способ), потерями в обмотках (токовый способ) и инфракрасным облучением (радиационный способ).

    Электроремонтные предприятия имеют вакуумные или атмосферные сушильные печи, объем которых определяется из расчета 0,02… 0,04 м3 / кВт мощности электродвигателя, для которых печь предназначена. Нагреватель может быть электрическим, паровым или газовым. В печи должна обеспечиваться рациональная циркуляция воздуха. Таким образом, мощность сушки тем больше, чем больше число и мощность подвергающихся сушке электродвигатель. Продолжительность сушки колеблется от нескольких часов (6…8) для малых электродвигателей и до нескольких десятков часов (70…100) для больших электродвигателей.

    Сушка электродвигателя индукционным способом требует намагничивающей обмотки. Этот способ удобен для сушки крупных электродвигателей, которые лучше сушить на местах установки или ремонта, а не в сушильной печи. Этот способ экономичнее предыдущего как по затратам мощности, так и по продолжительности сушки.

    Сушка токовым способом еще более выгодна. Продолжительность сушки сокращается по сравнению с сушкой в печах в 5…6 раз, а расход электроэнергии – в 4 и более раз. Недостатком этого способа сушки является необходимость иметь регулируемый источник питания нестандартного напряжения. При этом схемы соединения обмоток могут быть различными. Температура сушки и ее режим зависят от класса нагревостойкости электродвигателя и марки пропиточного лака. Об окончании сушки можно судить по установившемуся сопротивлению высушиваемой изоляции (при данной неизменной температуре).

    Наиболее распространенный способ пропитки – погружение подогретой до 60…70°С обмотки в лак примерно той же температуры. Число пропиток зависит от назначения электродвигателя, в сельскохозяйственном производстве рекомендуется проводить до трех пропиток. Продолжительность пропиток составляет 15…30 мин первой и 12.. 15 мин последней.

    После вакуумной сушки для особо ответственных электродвигателей можно применять пропитку под давлением. Но для обеспечения первого и второго процессов требуется относительно сложное оборудование.

Электромеханический ремонт электродвигателя

    К электромеханическим работам относятся: ремонт корпуса электродвигателя, подшипниковых щитов, валов, подшипниковых узлов, активного железа статора или ротора, коллекторов, контактных колец, щеточных аппаратов и короткозамкнутых механизмов, полюсов, беличьих клеток и выводных коробок. Кроме того, к этим работам относятся бандажирование роторов и якорей и их балансировка.

    Ремонт корпусов и подшипниковых щитов , как правило, заключается в устранении изломов и трещин и выполняется при помощи сварки.

    В настоящее время практически все электрические машины имеют подшипники качения, обслуживание и ремонт которых значительно проще, чем подшипников скольжения.

    Подшипники качения при их износах обычно заменяют. Если нет подшипников необходимых типоразмеров, можно применить подшипники с другими размерами, но при этом новый подшипник должен по своей грузоподъемности соответствовать заменяемому. При этом используют внутренние или наружные вспомогательные (ремонтные) втулки, посадка (сопряжение) которых осуществляется запрессовкой (с натягом), а также применяются вспомогательные упорные кольца под наружное кольцо подшипника.

    Роликовые подшипники могут быть заменены шариковыми в случаях, если при работе электродвигателя не наблюдаются значительные осевые усилия (разбег вала механизма не превышает разбега электродвигателя).

    Ремонт коллектора можно проводить с разборкой и без нее. Ремонт без разборки заключается в обточке (на токарном станке или в собственных подшипниках), продораживании, шлифовании и полировании. Продораживание коллектора (при помощи фрезы на станке, ножовочного полотна или специального скребка) выполняют при каждом ремонте коллектора, если даже не делали его проточку.

    При ремонте или замене изоляции между коллекторными пластинами следует стремиться не разбирать коллектор полностью, а пользоваться разъемным хомутом, что значительно сокращает затраты труда на разборку и особенно на сборку коллектора. У низковольтных машин новые манжеты можно формовать непосредственно при сборке коллектора без применения специальных пресс-форм,

    Отремонтированный полностью собранный коллектор прогревают в печи до температуры 150…160°С, испытывают на станке нa механическую прочность при частоте вращения в 1,5 раза выше номинальной и проверяют на отсутствие замыканий между пластинами и между пластинами и втулкой.

    Контактные кольца ремонтируют, если их толщина в радиальном направлении достигает 8…10 мм (менее 50 % первоначальной). Конструкция узла с контактными кольцами может быть самой разнообразной: разрезная втулка, изоляция из электрокартона, гибкого миканита и кольца; неразрезная втулка, разрезная гильза из листовой стали, изоляция из электрокартон и кольца; неразрезная втулка с изолирующими фигурными кольцами, между которыми располагаются кольца машины. Все конструкции узлов контактных колец, кроме последнего, собирают с натягом в холодном состоянии.

    Контактные кольца проверяют на отсутствие замыканий между ними и корпусом и биение (радиальное биение не должно быть более 0,1 мм при частоте вращения до 1000 об/мин и 0,05 мм – при большей, а осевое биение не должно превышать 3…5% толщины кольца).

    Ремонт щеточных аппаратов (траверса с пальцами, щеткодержатели с пружинами и обоймами и щетки) чаще всего заключается в восстановлении изоляции пальцев щеткодержателей, надежного контакта между жгутами и щеткой, регулировке пружин щеткодержателя и установке, регулировке и приработке щеток. Изоляцией щеткодержателей являются гетинаксовые торцевые шайбы и бакелизированная бумага на шейке пальца толщиной согласно технологической карте ремонта.

Нажатие щеток рекомендуется в пределах от 1500 до 2000 Па.

    Ремонт короткозамыкающего механизма заключается в восстановлении изношенных боковых ребер короткозамыкающего кольца, пальцев вилки и пружинных контактов путем сварки и наплавки или же замены изношенной детали новой.

    Балансировку электрических машин (совмещение центра тяжести ротора или якоря с осью вращения) выполняют с полностью собранным ротором (якорем). Балансировка делится на статическую и динамическую. Первой подвергают все электрические машины, второй – электрические машины с частотой вращения свыше 1000 об/мин, а тающее электрические машины с удлиненными роторами. Динамической балансировке предшествует статическая. Статическую балансировку выполняют на двух узких шлифованных линейках, уложенных строго горизонтально на массивных опорах. Динамическую балансировку выполняют на специальных балансировочных станках или в отдельно расположенных подшипниковых опорах, смонтированных на упругих (резиновых) прокладках или же в собственных подшипниках. В последнем случае места расположения балансировочных грузов и их массу определяют методом проб, например методом трех точек.

Испытание собранной после ремонта электрической машины (электродвигатель, генератор) должно проводиться по следующей программе:

  • Проверка сопротивления изоляции всех обмоток относительно корпуса и между собой.
  • Проверка правильности маркировки выводных концов.
  • Измерение сопротивлений обмоток.
  • Проведение опыта холостого хода.
  • Испытание на повышенную скорость вращения (на «разнос»).
  • Испытание изоляции между витками.
  • Проведение опыта короткого замыкания.
  • Испытание на нагревание под нагрузкой.
  • Испытание электрической прочности изоляции (на «пробой»).

    В зависимости от характера ремонта в отдельных случаях можно ограничиться лишь частью проведенной программы испытаний. Точно так же, если испытание проводится до ремонта с целью выявления дефекта, то может оказаться достаточным проведение какой-либо части программы (в соответствии с тем, что говорится ниже по каждому из пунктов программы).

Испытание повышенным напряжением

Испытание проводится после окончания капитального ремонта двигателя, а для аппаратов до 1000 В может не проводиться вовсе. Решение принимает технический руководитель, что закрепляется соответствующим приказом.

Испытание заключается в подаче повышенного напряжения промышленной частоты от постороннего источника. Для этого применяются переносные или передвижные испытательные установки. Одно из важных требований – они должны быть рассчитаны на повышенные токи утечки. Поэтому не все из них, пригодные к испытаниям изоляции распределительных устройств, годятся для электродвигателей. Испытательные напряжения указаны в таблице.

dvig per toka 2

Напряжение выше номинального для изоляции является стрессом. Подъем его производится медленно и без рывков. Критерием исправности служит отсутствие разрядов внутри двигателя, наличие которых контролируется по показаниям миллиамперметра, включенного последовательно с испытуемым объектом. Сами же показания прибора не нормируются. Также не должно произойти срабатывания защиты установки.

При испытаниях схема соединения обмоток не разбирается, они испытываются относительно корпуса совместно. Но при пробое для поиска поврежденного участка придется не только разобрать схему звезды или треугольника, но и рассоединить все секции обмотки в поврежденной фазе. Неисправная секция меняется на новую.

Охрана труда при испытании узлов электрических машин.

К работе, связанной с проверкой прочности изоляции, допускают лиц, прошедших проверку знаний правил технической эксплуатации, безопасности обслуживания и имеющих квалификационную группу на право работ в установках высокого напряжения. Число работающих на стендах должно быть не менее двух. Запрещается работнику, производящему испытание на стенде, заходить в зону установки высоковольтного оборудования и проводить в нем какие-либо переключения или работы. Работать на стендах разрешается только при наличии коврика, изолирующей подставки, диэлектрических перчаток и бот, имеющих клеймо с отметкой о периодической их проверке.
Дверь в отделение, где напряжение свыше 1 000 в, должна иметь электрическую блокировку, обеспечивающую снятие напряжения при открытии двери, и сигнальную лампу, светящуюся, если часть установки напряжением свыше 1 000 в находится под напряжением.

Нормативная документация

При эксплуатации, проверках и обслуживании электродвигателей руководствоваться можно книгой Н.М. Слоним «Испытания асинхронных двигателей при ремонте», где описаны методики их проведения. Несмотря на 1980 год выпуска, книга содержит актуальную информацию. Методы испытаний асинхронных двигателей изложены в ГОСТ 7217-87, он действующий, актуализация текста проведена 06.04.2015, переиздание было в 2003 году. Помимо этого, в ПУЭ и ПТЭЭП также приведена программа испытаний электрических машин переменного тока.

Также читают:

  • Как измерить сопротивление изоляции кабеля
  • Проверка работоспособности автоматического выключателя
  • Что такое чередование фаз и как его проверить

Опубликовано:
30.08.2019
Обновлено: 30.08.2019

Цены на ремонт электродвигателей

Мощность, (кВт) Частота вращения,об/мин
3000 1500 1000 750
До 1,5 2740 2806 3417 4057
2.2 3090 3245 4154 4897
3 3642 3901 4973 5179
4 5012 4652 5413 6804
5.5 5296 5301 5978 7511
7.5 6630 6919 7312 11021
11 8139 8147 9937 13182
15 12088 12049 11737 14803
18,5 13001 13345 15217 24450
22 15057 15805 23408 25522
30 17648 18202 25857 29275
37 23803 25949 30677 40080
45 29055 28737 38389 48070
55 34546 32811 41481 60759
75 44670 48812 64472 82899
90 47893 51078 78166 99898
110 67202 73052 95759 122517
132 80848 87962 114110 147423
160 98012 106439 138740 179116
200 123101 132548 173924 ———-
250 154120 167435 ———- ———
320 237156 ————— ———- ————
кВт 3000 об/мин 1500 об/мин 1000 об/мин 750 об/мин

КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАСЧЕТЕ:

  • Однофазные-1.5;
  • Иностранного производства -1.5;
  • Взрывобезопасные – 1.3;
  • Срочный – 1.5;
  • Двухскоростные – 1.5; Двухскоростные с независимыми обмотками – 2.
  • Старого образца типа АО, А, ВАО -1,5

Измерение сопротивления постоянному току

 Измерение проводят:

  • для статоров напряжением выше 3 кВ;
  • для роторов таких же аппаратов.

Для обмоток статоров значения, полученные для каждой фазы, не должны отличаться более, чем на ±2%. Во всех описанных случаях величины сопротивлений не должны различаться от измеренных ранее более, чем на ту же величину.

Для измерений используются микроомметры, рассчитанные на точное измерение малых величин сопротивления. Для исключения влияния сопротивления соединительных проводов и контактов в месте подключения используется мостовая (четырехпроводная) схема подключения прибора.

Для сравнения с предыдущими значениями, полученные данные нужно привести к той же температуре обмоток. Для чего ее, собственно, потребуется измерить. Формулы для приведения зависят от материала проводников обмоток.

Для меди формула выглядит так:

R2 = R1 (235 + t2)/(235 + t1).

Сопротивление R1 – измеренное при температуре t1. Сопротивление R2 – значение, приведенное к температуре t2.

Для алюминия меняется только числовой коэффициент:

R2 = R1 (245 + t2)/(245 + t1).

На основании измерений делается заключение о наличии витковых замыканий в проверяемой обмотке. При выявлении его наличия потребуется определить место замыкания и заменить поврежденный участок.

Определение технического состояния корпусной и межфазной изоляции обмоток

  1. Заземлить обмотки двух фаз электродвигателя, а обмотку свободной фазы подключить к прибору или к схеме.
  2. Включить прибор или схему и плавно повысить напряжение на обмотке электродвигателя от 400 В или менее до 1200 В и сделать отсчет значения токов утечки. Данные занести в журнал. Плавно повысить напряжение до 1800 В и также сделать отсчет значения токов утечки. Выключить прибор или схему. Данные занести в журнал.

    При повышении напряжения с 400 или менее до 1800 В во всем диапазоне не должно наблюдаться колебаний и бросков токов утечки. Абсолютное значение токов утечки при напряжении 1800 В не должно превышать 150 мкА.

  3. Вычислить относительное приращение токов утечки при подъеме напряжения от 1200 до 1800 В, как отношение разности показаний микроамперметра при напряжении 1800 и 1200 В к показанию микроамперметра при напряжении 1200 В. Данные занести в журнал. Относительное приращение токов утечки при повышении напряжения в указанном диапазоне не должно превышать 1.
  4. Измерить токи утечки и определить их относительное приращение поочередно для двух других фаз, как это указано в п. 2 и 3. Данные занести в журнал.
  5. Вычислить коэффициент несимметрии токов утечки изоляции обмоток фаз электродвигателя, как отношение тока утечки при напряжении 1800 В фазы, имеющей наибольший ток утечки, к току утечки фазы с наименьшей величиной тока утечки. Значение коэффициента записать в журнал. Коэффициент неснмметрии токов утечки не должен превышать 2.
  6. Провести анализ полученных данных. Если изоляция обмоток фаз статора не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных в п. 2, 3 и 5 требований (при повышении напряжения наблюдаются колебания или скачки токов утечки, абсолютное значение токов утечки при напряжении 1800 В превышает 150 мкА, относительное приращение токов утечки при повышении напряжения от 1200 до 1800 В превышает 1, коэффициент несимметрии токов утечки фаз превышает 2), то электродвигатель разбирают и определяют причины ослабления изоляции.

Послеремонтные испытания

Перед началом ремонта проводятся предремонтные испытания, для точной дефектации узлов асинхронного двигателя. Цель – выявить исправные двигатели, поступившие на ревизию по ошибке или имеющие незначительную неисправность, которую можно устранить сразу же.

В процессе ремонта проводятся операционные испытания (операционный контроль), цель которых – выявление ошибок, некачественных материалов или запасных частей и своевременное устранение выявленных замечаний

В первую очередь, важность операционного контроля обусловлена сокращением срока ремонта (если его не проводить, при наличии дефектного узла ремонт затянется), второй причиной является снижение затрат на ремонт

Если операционный контроль не проводить, то, например, при перемотке статора или ротора (при наличии дефекта металла или проволоки) неисправность можно обнаружить уже на испытаниях после ремонта, это приведет к значительному удорожанию обслуживания. Комплексный стенд проверки не только сократит срок операционного контроля, но и значительно упростит его проведение.

После капитального ремонта проводятся приемо-сдаточные испытания (если изменились электрические и магнитные характеристики, то проводятся типовые испытания).

Определение технического состояния короткозамкнутой обмотки ротора

  1. Присоединить один из выводов обмотки фазы, от межкатушечного соединения которой сделан дополнительный вывод, и дополнительный вывод к схеме для определения обрывов стержней короткозамкнутых обмоток роторов.
  2. На катушку фазы подать от схемы напряжение переменного тока, равное 10—15 В.
  3. Медленно вращая ротор, пока он не сделает один или полтора оборота, следить за показаниями амперметра, включенного в цепь катушки обмотки фазы, на зажимы которой подано напряжение. При изменении тока, записать его максимальное и минимальное значения в журнал. Неизменность показаний амперметра при проворачивании ротора электродвигателя свидетельствует об отсутствии обрывов стержней короткозамкнутой обмотки ротора. Изменение тока указывает на наличие ослабления сечения или обрыва стержней.

    Вычислить относительное изменение тока по формуле

    Если относительное изменение тока превышает 15%, то электродвигатель разбирают и определяют число оборванных стержней.

    П р и м е ч а н и е. Если электродвигатель не приспособлен к диагностированию, то напряжение подается в обмотку фазы. В этом случае допустимое относительное изменение тока при проворачивании ротора составляет 10%.

  4. Отключить обмотку электродвигателя от схемы.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...